Осознала почему тащат детей с дислексией к логопедам. Любимый канал запостил статью от логопеда-дефектолога. Суть дислексии логопеды сводят к произношению, но не понимают вообще что есть на самом деле дислексия. Напишу про статью в конце.
Текст опять у меня получился очень длинным, но если вам правда интересна эта тема и вы подозреваете дислексию у вашего ребёнка, то найдите время прочитать до конца.
В статье я пишу что такое дислексия и дисграфия. Как обучать ребёнка, если ребёнок дислексик. Ничего сложного или чего-то чем не может справится любящий родитель. Всего лишь понимание особенности и чуточку больше терпения.
Разбираемся в корне проблемы
Дислексия -- это неспособность мозга переводить символы (в данном случае буквы) в устную речь. Обычный человек легко может букву перевести в звук, для дислексика это очень сложная задача. Причём часто "про себя" читают дислексики вполне сносно (а некоторые даже очень хорошо). Сбой случается именно в проговаривании.
От чтения (тем более вслух) у дислексиков начинаются сильные головные боли.
Что делает мозг при чтении: видим символы (буквы), переводим их в звуки мысленно, далее складываем слово из звуков, произносим в слух готовое слово.
У дислексика на любом из этапов может идти сбой. У некоторых каждое действие вызывает затруднение. Дислексия бывает разной степени тяжести. В самом лёгком варианте "рыбка". Всё понимает, но сказать не может. Однако я встречала и тех кто реально не может распознать текст. Бывает в некоторых тяжёлых случаях: буквы сливаются и смешиваются.
Часто дислексики угадывают слово. Вот тут как раз и случается смена окончаний, на что так обожают ссылаться логопеды. Вот только логопеды уверены в неправильном произношении, а на деле дислексики просто хитрят. Ну, не можешь раз пройти, то перепрыгни. Чем и занят мозг дислексика постоянно.
В интернете дислексиков выручают иконки и значки. Создатели социальных сетей и сайтов давно знают об этой проблеме. В США уже лет 30 как изучили проблему дислексии и поняли механизм. Больше того, обратили на пользу общества эти знания. Иконки и цветные пометки около слов, чёткое разграничение текста и опять же выделение цветом, чёткий печатный шрифт, который читается быстро на интуитивном уровне.
Я лично не понимаю часто прописной текст. Некоторые слова для меня не читаемые вообще. Например слово "миллиметр" прописью для меня выглядит как лапша быстрого приготовления. Все буквы сливаются в массу завитушек.
Дисграфия -- это неспособность мозга перевести устную речь в текст. Да, дисграфику очень сложно даже свои мысли записать. Буквы путаются и меняются местами ещё на этапе "в голове". Меня исправляет компьютер :-( Каким чудом я сдавала школьные диктанты? Ну, тогда учителя были лояльнее или мне так везло. Троечку натягивали как могли.
Сложнее с прописными буквами. Ведь получается что сам же свои писульки прочесть не можешь. Мне давно отчим помог. Я пишу часть букв печатно. Дочка моя никак не может перебороть установку из школы на запрет печатных букв. Да, учителя ЗАПРЕЩАЮТ писать печатными буквами, даже если ребёнок явно не может писать прописью.
Дисграфия тоже бывает разной. Я только путаю местами буквы или делают орфографические ошибки в словах и пунктуация, но мой брат долго писал "жЫ" и "шЫ" и не мог понять что не так. Его мозг никак не хотел принять написание звука отличное от того как "слышит".
У моей дочери дисграфия в лёгкой форме. Ошибок нет (интуитивная грамотность), но вот почерк не просто ужасный, а вообще не читаемый. Буквы и цифры напоминают пьяных пауков с частичной ампутацией. Она и сама прочитать потом не может. Уговариваю перейти на печатные буквы и писать карандашом.
Да, кстати, карандаш и гелевая ручка вполне могут помочь сделать почерк более разборчивым. Во всяком случае опыт многих дислексиков говорит о том что хуже точно не будет ;-) Пробуйте ;-)
Вы подозреваете что у вашего ребёнка дислексия?
Мой ребёнок ДИСЛЕКСИК... что делать?
Итак, с вашим ребёнком ВСЁ В ПОРЯДКЕ! Лечить не надо, надо научить жить в таком вот теле. К тому же не забывайте, что когда природа отнимает в одном месте, в другом природа даст вдвойне ;-)
У дислексиков УНИКАЛЬНЫЙ мозг! Мы мыслим иначе, но если не начинать внушать, что это уродство, а учить пользоваться вот таким мозгом, то ОБЕЩАЮ плюсы найдёте!
Я например вижу больше цветовых оттенков, чем обычные люди. Узнала случайно. Для меня же это норма! 😂🙈 Я думала все так видят.
Я легко научилась понимать на интуитивном уровне алгоритмы сайтов. Конечно базу знаний подвела под это и экспериментировала долго, но как факт. Я быстро понимаю так же "где чЁ лежит" на сайтах. Впечатление что изначально все интуитивные интерфейсы были созданы для дислексиков дислексиками. 😂😜
Тут с дочкой нашли учителя по математике. Я ВИЖУ ЧТО ОН ДИСЛЕКСИК! Он и объясняет иначе. Мы с дочкой быстро понимаем что он там наворотил. Часто дислексика выдаёт утаскивание текста по кривой. Ну, не может дислексик без дополнительных усилий писать "по линеечке", если той линеечки нет. 😂 Ещё размер букв может быть разным.
...а что бы потом не путать части "записулек", дислексики интуитивно отделяют части кривого текста линиями. (все!) 😂😜 Мы иначе потом не видим что написано и не отличаем один кусок текста от другого.
Вот немного шуточных картинок. Первый скрин -- это учитель наш любимый по математике.
Ещё немножечко про дислексиков и их суперспособности 😎
Кстати!!! У меня братишка хоть и писал "жЫ" и "шЫ", но при этом легко в уме считает сколько будет стоить 273 грамма колбасы по 285р. Ага, в магазине вечно ошибки в ценниках находит. Я его спрашиваю "КАК?", а он так удивился. "ТЫ ЧТО НЕ МОЖЕШЬ ПОСЧИТАТЬ??? Это же так просто!" 😂🙈
Знаю что есть те кто сразу объёмно видит. Т.е. посчитать объём например какой-то ёмкости -- пфу! И мне такие: "ТЫ ЧЁ? Не посчитала?".
Так же мне рассказали о мальчике, который может смотреть сразу несколько видео. К тому же обладает феноменальной наблюдательностью и был случай, когда он видел грабителя, только несколько секунд, но дал полное описание внешности и велосипеда на котором грабитель проезжал мимо него. При этом учителя ругают мальчика за плохую память и множество ошибок в текстах. Мальчик не может выучить стихотворение. Видимо его мозг помечает "не важно" и сразу выкидывает информацию.
В тяжёлых формах дислексии, тексты не может мозг обработать вообще. Там буквально слова переворачиваются и буквы путаются местами. У некоторых текст изгибается или прыгает.
У меня всё же легче, но например если мне пишут сообщение транслитерацией латинскими буквами, то я ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮ! Латинский алфавит для меня не читаемый.
Однако я сейчас (уже много лет) работаю на международном рынке и пишу много текстов на английском. Конечно не сама, а через переводчик. НО ЭТО НЕ ВАЖНО! Меня понимают! Я спокойно веду бизнес-переписку и даже дружу с людьми из разных стран.
МЫ В НОВОМ МИРЕ!!!
У НАС ЕСТЬ БЛАГА!
...главное уметь ими пользоваться и научить ребёнка.
Пожалуйста начинайте внушать ребёнку (и осознайте сами) ВАШ РЕБЁНОК НОРМАЛЬНЫЙ, но с некоторой особенностью. С этим можно жить!
Как быть с чтением?
Короче, фишка НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ читать, а подсовывать интересные книжки. Пусть читает про себя. Так легче! Если будет интересно, то практика наработается даже если читает не в слух.
Подходят ЛЮБЫЕ тексты. Хоть посты из интернета пусть читает. Это как качать мышцы. Нужно именно навык читки нарабатывать. Не важно что читать!
1. не заставлять
2. заинтересовывать интересностями
3. не в слух, а про себя
4. не требовать пересказа.
Кстати, с пересказом беда. Это нарабатываем через описание (не важно чего) Это мы отдельно прокачиваем навыки. Навык говорения.
Я тут на дочке всё эксперименты ставлю (в хорошем смысле). Прошу что-то описать или при разговоре наводящие вопросы задаю так что бы "да/нет" было не ответить, а пришлось бы проговорить своб мысль. Это не дислексия, это война с подростком ;-) Почему-то это относят к дислексии, но в переходном возрасте, это вполне нормальная стадия "захлопнуться в домике и молчать". Готовьте валерьянку, будем наших устриц вытаскивать из раковин.
Я не встречала дислексиков с плохой памятью. С логикой вообще всегда полный порядок. Стихи... я с 4 до 13 лет работала "Снегурочкой" и целые сценарии выучивала наизусть. С дочкой учили только стихи методом читки, но на слух (актёры научили меня).
Брату было тяжелее. Его именно заставляли учить через чтение. Конечно ничего не получалось. Мама и бабушка не понимали суть проблемы и усугубили её. Всё же меня отчим выручал, но когда брат пошёл в школу, отчим с нами уже не жил.
А моя дочка стихи учила и болтала, как говорить начала. Я сильно не упиралась. Мы же в садик не ходили, а бабушки у нас лояльные. В начальной школе проблем со стихами не было вообще, но без меня она не может выучить стих до сих пор. Не считаю это какой-то бедой. Главное что бы ребёнок понимал СМЫСЛ стихотворения. Логически увязал слова в разумный текст у себя в голове.
Если просто заучить, то не выйдет. Даже стихи мы учили через смысл. Иначе не цеплялось. Т.е. ОСМЫСЛИТ если и поймёт, то запомнит!
У дислексиков мозги и так перегружены. Мозг сразу вышвыривает всю информацию, которую не может осмыслить и применить.
Да, запомнить определение (заучить само слово) дислексики не могут, но отлично перескажут смысл и ещё докажут и пояснят... при этом само слово могут забыть 😂🙈 (но помнят где подглядеть).
НЕ ЗУБРИТЕ, а пусть осмысливает и добивайтесь понимания. Поверьте -- работает!
Задачи и уравнения -- через понимание. А как иначе? С ними даже легче 😜👍 Правда у дочки образное мышление слабое. Вот развиваем только на СО. В школе она выкручивалась как-то сама. У меня натренировано образное мышление через книги и тренинги у психологов во взрослом возрасте.
Если вам интереснее подробнее, то пишите в комментариях. Я напишу пару упражнений на наработку образного мышления, по которым сама училась.
(про книги) Дислексикам читать больно, но если сильно интересно, то затягивает. Меня отчим (молодец большой) "подсадил" на книги. Каким-то чудом сумел найти интересные для меня по сюжету книги (это конец 80-х начало 90-х). Не знаю где он их добывал для меня. Читала я запоями.
Память у дислексиков очень избирательная? У меня весь хлам (что мозг хламом считает) выкидывает тут же. Т.е. я точно помню какие клиенты какой заказ делали, близко ли мы общались, но имена часто не помню вообще. (важные заучиваю через ассоциации)
Детских воспоминаний нет, только опять же забавные смешные истории (мои, брата, моей дочки, моих животных, моей бабули, моей мамы), но они как бы всплывают к случаю. Если меня спросить просто вспомнить, то будет пустой лист.
Знания по работе -- намертво. Порой тем знаниям больше 20 лет (в училище чему учили мастера). Видимо их мой мозг помечал как важные.
А что такое хорошая память в общем смысле?
У меня сестра такую фигню помнит, что порой думаю зачем она вообще это запомнила. Ну, хлам ведь полный! Не понимаю зачем вот помнить какое-то совершенно не значительное событие, которые случилось когда ей было 5 лет. Есть ли в том смысл?
Как учить дислексиков?
Самое главное -- ПОНИМАНИЕ!
Нужно вложить в голову мысль о полезности этой информации. Если такую "пометку" не сделать в мозге, то мозг сразу будет избавляться от любой "лишней" информации. Вы мне можете не верить, но я заучивала вес своей дочки при рождении. В нашем обществе стыдно не знать вес своего ребёнка... ...а мой мозг усиленно помечал эту информацию как "хлам" и вышвыривал.
Так что первое с чего начинаем, это стараемся объяснить ребёнку зачем всё это нужно. Возможно придётся объяснять раз 10, а может и 100.
НЕ ПСИХУЙТЕ!
Поймите, у нас, дислексиков, так работает мозг. Если нет понимания необходимости информации. Если дальше эту информацию не используют, то мозг её выкидывает. ВСЕГДА!
Так что в идеале нужно бы хотя бы какое-то количество раз применить. Например выучили (заучили) какое-то правило или формулу. Если не прорешать (не применить) хотя бы пару раз сразу, то даю гарантию, мозг пометит "хлам" и сотрёт данные. Надо как бы доказать мозгам пользу. Возможно потребуется время.
(про опасность репетиторов на постоянной основе)
Кстати, я всё никак не могла понять, почему мне 2 раза в жизни нанимали репетиторов буквально на пару уроков каждого, и спустя считайте 30 лет, у меня те уроки в памяти. А много кто жалуется, что репетиторы бесполезны. Дитя с репетитором делает всё супер, а на следующий урок -- пустая голова.
А ЗАЧЕМ НАПРЯГАТЬСЯ?
Мозги моментально осознают, что КОСТЫЛЬ БУДЕТ ВСЕГДА! Ага, раз всегда, то смысла в перегрузках нет ;-) Особенно когда репетиторы постоянно помогают делать домашку и прочее. Мозгам вообще прекрасно! А что бы нет-то? Вышел от репетитора и обнулился. Потом будет затык -- придёшь тебе ещё раз всё расскажут и за тебя сделают.
Мозги не считают нужным себя утруждать. Ведь идёт установка что помощник ВСЕГДА РЯДОМ будет и в случае чего, то за шиворот дотащит. В таких установках нет ничего полезного и правильного (кроме прокорма любимого учителя).
Что делать? ЗАСТАВЛЯТЬ учиться самостоятельно! А репетитор -- это костыль, когда ногу сломал. Пару раз опереться, получить пинок, а дальше "сами, миленький, САМ!!!"
Второй этап -- визуализация!
Дислексики отлично понимают схемы и разные логичные таблицы. Только не путайте с запоминанием. Даже не надейтесь что таблицу или схему ваш ребёнок выучит или потом сможет нарисовать сам.
НЕ ЗАПОМНИТ! НЕ ВЫУЧИТ!
Так зачем нужны таблицы и схемы? Это будет типа якоря для памяти. Таблицу должен рисовать сам ребёнок. Выделить цветом или пометки сделать своей рукой. Т.е. заставляем перерабатывать информацию мозг и укладывать в голове в "папочки" с пометками. Да, мозг тут же забудет что там и где там. Однако, если таблицу дать и слегка напомнить, то мозг начинает копаться в информации и найдёт "те папочки".
схема работы мозга при составлении таблицы или схемы:
-- перерабатываем информацию
-- делим по смыслу на блоки
-- записываем/рисуем -- это через моторику ещё раз идёт запоминание, т.к. что бы зарисовать, мозгу придётся напрячься и переработать информацию ещё раз.
Вот смотрите табличка:
Такую табличку/схему ребёнок ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ САМ! Тогда мозги сделают пометки и есть шанс (не гарантия, но всё же), что мозг сразу не станет избавляться от этой информации. Возможно к теме придётся вернутся раз 5-10. А может быть сразу мозг нормально усвоит. Тут всё сложно и нужна практика и тренировки. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ!!!
Третий этап и это основа -- ОБУЧАЕМСЯ НА СЛУХ!
Как же я завидую современным детям. В моём детстве аудио-книги -- это была привилегия слабовидящих. Сейчас ВСЯ школьная программа есть в аудио и видео формате. Все учебники начитаны!
Больше того, вся школьная программа уже давно выложена в интернете с подачей от разных учителей. Т.е. переработанная и отработанная на их учениках. Если ваш ребёнок не понимает подачу одного учителя, то это сейчас не проблема. Просто нужно пойти и найти другого учителя.
(ссылку на свою хомячью заначку дала в конце статьи)
Что делать с иностранными языками?
А вот тут беда... начинаем с того что латинский алфавит дислексики русские вообще не понимают (так же например для жителя США кириллица будет нечитаемая). Можно долго упираться, но смыла не будет. Единственный шанс -- изучать разговорную речь. И то не факт что будет успешно и это.
Опять про полезность и нужность информации. Если дитя будет резаться в интернете в команде англоязычных, то базовые слова будут точно!
Опять отсылка к особенности мозга дислексика: То что нужно, то помним крепко, то что не используется -- хлам! Мозг выбросит!
Я много лет работаю на международном рынке. Веду магазин и страницу на фейсбуке на английском языке, но исключительно при помощи переводчиков-онлайн. Для меня всё так же тексты латинскими буками -- это мешанина закорючек, а речь на английском языке -- напевы ветра в лесу. Я НЕ ПОНИМАЮ СМЫЛ пока не заведу текст в автоперевод.
Что делать? А ничего! Примите как факт и придумайте способ выкрутится до трояка в аттестате. Мы с дочкой пока такой способ не придумали. Мне в своё время учителя "нарисовали" "3" и отстали от меня.
Давайте успокоимся и прекратим пытки.
Хотя... если дислексика перевезти в другую страну, то конечно он заговорит на новом языке. Писать конечно грамотно не научится, но общаться сможет на уровне "джамшута из раши". Если вы замыслили великие планы по обучению дитя-дислексика в другой стране, то можете уже сейчас выдохнуть и забыть об этой провальной затее.
_______________________________
Очень много вопросов от родителей. Так что выношу копиркой прямо отдельно и давайте разбираться.
_________________________________
Елена (мама ребёнка с ОФИЦИАЛЬНЫМ диагнозом дислексия)
наоборот фигня в голове держится. А вот даже месяцы запомнить никак :( мы учили только буквы полгода... как вспомню - трясет. И рисовали, и лепили их. И бестолку. И память очень кратковременная. Сегодня выучил - завтра забыл. Словарные слова в голове не задерживаются. И так во всем. И хоть с бубном пляши - результат очень слабый. Читать кстати сыну не сложно. Читает коряво, но бегло и никаких проблем или головных болей. Видите, как по-разному все бывает. А вот если ему показать три картинки, убрать и попросить сказать, что было - в лучшем случае вспомнит пару. Если картинок штук пять - вообще кошмар. И так с половиной стандартных тестов у нейропсихолога :(
____________________________
Есть у меня предположение, что дислексию поставили как диагноз на основании именно ошибочности взглядов в нашей конкретной стране. Возможно упущенное СДВГ присутствует, а значит нужно корректировать именно медикаментозно. СДВГ + дислексия -- адская смесь, которая не даёт мозгу правильно обрабатывать информацию.
_________________________
Елена, 😂🙈 так его мозг просто помечал "ерунда" и выкидывал нафиг 🙈 Зато если мозг понимает начерта это нужно, то реально крепко в голове сидеть будет. У вас ещё с сыном диссонанс что есть важно, а что ерунда. Его мозги выкидывают не то что нужно.
Просто ради прикола спросите о том чем он интересуется. Уверяю Вас, он вспомнит! Конечно если захочет ответить ;-) они ж, блин, подростки 🙈😎
Про картинки и нейропсихологов.
Вот Вы сами-то понимаете зачем мозгу такую фигню помнить? Про чтение удивительно! Хотя... у моей дочки откуда-то грамотность. Интуитивно чувствует как слова нао писать. Правила помнит и легко ориентируется. Даже не знала что телефон и комп черкаются красным, если ошибка. Не поверила. Давай проверять.
Так что мозги у дислексиков та ещё обезьяна с гранатой. Будут делать только то что посчитают нужным. А уж что там мозгам нужное, мы не угадаем.
________________
Стихи:
Сначала читаем ребёнку стих. Вместе осмысливаем, рассуждаем. Вникаем в смысл новых/трудных слов. И только потом учим!
Учим по методу читки (как актёры огромные сценарии заучивают)
Вы читаете 2 строчки -- дитё повторяет попугаем
далее 2 строчки -- повторяем
Делать надо в темпе. (это важно)
Далее вы читаете по 4 строчки -- дитё повторяет
(держим темп)
Так несколько раз.
Отдыхаем.
Ещё раз обсуждаем текст. Пусть выскажет свои мысли. Осмысливаем сюжет подробно.
Теперь в спокойном темпе с выражением читайте ребёнку по 4 строчки.
Ребёнок повторяет за вами по 4 строчки с выражением.
Полчаса-час и вбито намертво.... сдаст -- мозг стих выкинет 😂🙈 Даже не ожидайте, что ребёнок вспомнит это стихотворение через даже через 2-4 дня после того как его сдаст. Мозг сразу пометит "временный файл. Удалить позже".
_____________________
Елена (мама ребёнка с ОФИЦИАЛЬНЫМ диагнозом дислексия)
Леана Коновалова, а точно дислексия у Вас и дочки? Грамотность у дислексика- фантастика. Не видела такого ни разу. Да и у Вас очень правильная речь. Это не характерно для дислексии. И еще момент - дислексики часто не воспринимают рифму как рифму. Ну для них выучить стих - это как инструкцию к холодильнику выучить. У вас этого ничего нет. Мой сын за мной 2 строки стиха ни за что не повторит хоть после какой подготовки. :) Проверяю это третий год :) в темпе не повторит тем более, темп для дислексика - просто убийство. Наоборот, все медленно и печально :) А Вы это все опытным путем вывели или специалисты рекомендовали? А диагноз в каком возрасте дочке поставили? У нас два друга-дислексика. У них все примерно как и у нас. У одного получше все, у второго еще хуже. Но у всех картина похожая... память, плохое чтение, много ошибок. Один мальчик не может текст даже списать :(
____________________________
Это опять вопрос от той же мамы, которой официально поставили ребёнку диагноз "дислексия", при этом ребёнок бегло читает, но имеет другие проблемы в обучении. Врачей, которые ставят диагнозы подобным образом хочется минимум лишить права заниматься медициной и тем более с детьми!
Опять же тут вполне возможна лёгкая дислексия наложенная на СДВГ, а значит концентрация внимания стремится к нулю. А раз нет концентрации, то мозг в состоянии шейкера. В этом состоянии информация не усваивается ни у кого. Даже если здорового обычного человека ввести в состояние шейкера, то он не способен будет ответить на элементарный вопрос.
___________________________________
Елена, спасибо за похвалу, но:
1. меня исправляет компьютер (буквы и слоги путаю адски) Если бы я скинула Вам без коррекции от компьютера, то Вы бы пришли в ужас 😂🙈
2. сложные слова заучиваю и заставляю мозги помечать как "ВАЖНОЕ!"
3. есть предположение у меня, у дочки получилось лучше грамотность, потому что я учила читать иначе, чем принято и запретила вмешиваться в процесс. Учитель наша меня поддержала.
4. стихи и я и дочка получается с года учили. У нас в семье как-то это принято. Само получилось.
5. диагноза ни у меня ни у дочки официального нет, т.к. схватили за хвост интуитивно и вовремя. Отчим случайно понял, как со мной сладить. Я, помня о том как меня учил отчим, применила на дочке.
В мои времена об этом не думали. Я сама случайно узнала из американского сериала для подростков. Там у девочки такая проблема была. Героиня сериала училась "на слух".
С дочкой было и без дислексии куча проблем. К тому же есть предположение о том что дислексия -- это генетическое или травма в родах. У дочки в кучу было всё. Генетика от меня (у моего брата форма тяжелее и им никто не занимался)
У нас вообще в стране как-то странно относятся к дислексикам. Всего-то и надо понять, направить и не пытаться перекроить.
У нас и к СДВГ тоже странное отношение. Лечат уже тогда, когда реально поздно. Я успела не довести у дочки до СДВГ. Ведь сначала ребёнок не может спать, потом гиперактивность, потом СДВГ со всеми вытекающими.
Ещё в период новорожденности сестра начала бить панику и уже в 2 месяца мы начали курс лечения у невропатолога. Плюс с 1,5 лет (могу ошибаться, возраст не помню) работа с психологом, который специализируется на детях с СДВГ. К школе дочь была почти в норме. Хотя до сих пор "икается" чем-нибудь очень весёлым нам, но я успеваю подскочить и купировать.
(К дислексии)
Мозги -- та же "мышца". Нужно ими работать, а дислексикам работать нужно ещё больше... ...а это ещё и больно, но тут как спорт для инвалидов. Не сделаешь -- пропадёшь!
Кстати, есть новые исследования нашей учёной (область мозга). Простите не помню имя. Она нашла закономерность между качанием и стимуляцией мозга. Качели, занятия спортом, танцы -- помогают мозгу лучше работать.
Пишет, что дети часто в первом-втором классе качаются на стуле -- это они интуитивно "пинают" свои мозги. Так что да, я разрешаю дочери качаться. Сейчас у неё тесты (аттестация по СО) я прошу её периодически покачиваться на стуле, во время теста. Пока стесняется. Не привыкла что ругать не будут. (На СО за такое не ругают)
________________________
Ещё вопрос от мамы ребёнка дислексика:
(как раз про статью, ссылка внизу)
Леана Коновалова, заинтересовал Ваш ответ, мой ребенок похож на дислексика, сразу скажу, не обследовались, в 3 классе сейчас, ходит в худ. школу, есть успехи, понимает на лету математику, учит стихи после трех-четырех прочтений наизусть, но русский хромает так, что просто держись, тройка не заслужена, не может применять правила, не различает глагол и существительное, подлежащее и сказуемое (не держит правило в голове), практически в каждом слове лишний мягкий знак... типа "дожьдь", "зверьек", английский это отдельная тема, помнит слова, не может собрать предложение.... примеров куча
______________________
Здравствуйте. Поймите, ему просто не интересно ;-)
Дело в том что у дислексиков перегружен мозг. Он у нас обнуляется часто (да, я тоже дислексик). Всё что мозг помечает "не важное" выбрасывается сразу :-(
Дислексия дружит с дисграфией. Буквы на "одну морду" особенно прописные. Часто местами путаем и не видим разницы. Например прописью для меня сочетание букв "миллиметр" -- мешанина. Буквально вижу вместо прописных букв, лапшу быстрого приготовления 😂🙈
В интернете или печатный текст проще. Печатные буквы проще читаются. Писать на компьютере -- компьютер правит (красным черкается).
Английский... ох... я латинские буквы вообще не отличаю никакие :-( нужные слова часто запоминаю как картинку. При этом уже более 5 лет продаю по всему миру свои товары и всю переписку веду на английском. Конечно пишу по-русски в переводчик и копиркой отправляю тексты.
Если дислексику интересно и есть понимание "нужная информация", то мозг наоборот крепко схватит и схомячит.
(про запоминание)
А вот тут тонкость:
Надо научить мозг ставить пометки, как на компьютере подписываете папки и файлы. Что-то мозг упорно будет выкидывать, но надо относиться спокойно.
Как я теперь (после этой статьи) понимаю... ...В РОССИИ НЕ ЗНАЮТ ЧТО ТАКОЕ ДИСЛЕКСИЯ!!!
НЕ УМЕЮТ (и не хотят) понимать и разбираться.
Однако просто осознайте:
ДИСЛЕКСИКИ УМНЫЕ!
...но есть некоторые особенности работы мозга. Жить можно! Надо просто научить ребёнка (и родителям осознать) жить с такими особенностями.
Кстати, у дислексиков часто интересные способности.
Я (дислексия и дисграфия средненькая, бывает хуже) вижу больше цветов, чем обычный человек. Понимаю алгоритмы сайтов на интуитивном уровне. Легко ориентируюсь в большом потоке информации (например сейчас пишу вам, смотрю кино и у меня висят несколько рабочих вкладок).
Мой брат (сильнее дислексия, дисграфия ужасающие) может в уме посчитать сколько будет стоить 273 грамма колбасы по 372р. Удивляется что другие не могут. Говорит "ТЫ ЧТО! ЭТО ПРОСТО!!!"
Моего брата ещё в 15 лет (он очень крупный) взяли работать в охрану в магазин, потому что он феноменально вычислял ВСЕХ воришек. Быстро и безошибочно вычислял в толпе и точно знал что и как собираются украсть. Научиться ему было не откуда. Тем более к 15 годам.
Не так давно мне написала мама одного мальчика-дислексика (средняя степень, как у меня, ничего фатального). Он может быстро обрабатывать сразу несколько видео. Т.е. ему легко смотреть сразу 2-3 ролика и он не упустит ни одной детали.
Больше того, у него феноменальная наблюдательность. Мама его описала случай, как у мальчика украли рюкзак мужчина, который проезжал мимо на велосипеде. Мальчик в полиции дал точно описание мужчины и велосипеда.
Моя дочь дислексик в лёгкой форме. Дисграфии нет. Особенных супер-талантов пока не нашли.
Хотя понимаете в чём штука, я не знала что видеть СТОЛЬКО цветов ненормально. Брат не знал что считать десятичные дроби в уме могут не все, а тот мальчик не понимает что у него какая-то особенная память.
Если не внушать ребёнку что с ним что-то не так, а наоборот помогать, то ДИСЛЕКСИЯ -- ну, как некоторая особенность. Да, неудобно, но приловчиться можно.
______________________________________________
И наконец к той самой статье от логопеда-дефектолога, а так же общее всплывшее на дзене мракобесие:
Я В ШОКЕ!!! Это вот на дзене ищут. Коррекция дислексии? Поймите одно, если у вашего ребёнка дислексия, то корректировать НЕВОЗМОЖНО! Мы же не пытаемся заставить видеть слепых детей, но учим их жить с их особенностью. Мы не пытаемся заставить бегать ребёнка без ног, но ищем удобные протезы и учим пользоваться этими протезами.
Дислексики -- это слепые в стране зрячих! Нам и так безумно сложно и часто стыдно. Дисграфиков постоянно стыдят, а дислексиков считают тупыми. Общество в России не толерантно. Наше общество в плену страхов и комплексов. Если ты имеешь особенность, то ты сразу получаешь кучу ярлыков... ...и хорошо если не насмешек и издевательств.
ЛЕЧЕНИЯ НЕТ!
НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ!!!
Надо понять и помочь приспособится!
ДИСЛЕКСИЯ -- ЭТО НЕ БОЛЕЗНЬ!!! Это просто особенность мозга в обработке информации. С этим можно прекрасно жить!
То что на вас и ваших детях пытаются заработать, думаю объяснять не стоит. Обещание от логопедов о коррекции дислексии -- это ЕРЕСЬ! Это как если бы гениколог вправлял вам вывих. Будет примерно такой же результат. Дислексика не нужно учить звукам! Дислексика надо учить понимать!!! Слова долны быть привязаны к визуальным образам внятным и понятным по возрасту.
Если ваш малыш имеет проблемы с речью (именно навык говорения пострадал и к дислексии отношения не имеет никакого), то речью пусть и занимаются. Дислексию это не вылечит и никак не поможет. Потому что дислексия это совсем другое!
Так что там про статью?
Я долго собиралась написать эту статью, но не понимала почему так упорно все про логопедов говорят. Вот только сегодня поняла с какого перепуга тащат детей к логопедам-дефектологам. ...от незнания и заблуждений!
Статья от логопеда, которая типа знает. Вот по факту, то что описано от дислексии так же далеко, как если бы ткнули в глаз, а пластырь прикладывать к коленке. Статья про какую-то болезнь, но с дислексией не имеет ничего общего!
Там статья полна заблуждений. Ещё раз повторюсь, дислексию в России не просто не изучают, но и откровенно заблуждаются. Чем больше опрашиваю людей (родителей и логопедов), тем больше убеждаюсь в полной безграмотности не только общества в целом. Но и тех кто занимается проблемой дислексии.
Я не осознавала масштабы проблемы, пока не прочитала эту ересь. Я никак не могла понять ЗАЧЕМ тащат дислексиков к логопедам. В чём смысл? Дислексикам сложно распознавать именно буквы. Мозг не может переработать текст и устную речь. Так причём тут логопеды... ....поняла... ВОТ потому что ТАКИЕ деб**лы занимаются проблемой дислексии...
Ужас ситуации заключается в том, что ЭТО ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ! Т.е. простите, детей не просто не помогают, но и усугубляют проблему. Дислексикам и так не просто, а если дислексия отягощена дополнительно ещё чем-то и вместо реальной помощи, ребёнок получает...
Дислексия часто "дружит" с СДВГ и аутизмом. Чистой дислексии почти не бывает. Всегда есть что-то ещё до букета. В разных пропорциях, но от этого не легче.
Обещания ВЫЛЕЧИТЬ дислексию -- это не более чем рекламный ход продажников. Дислексия -- это особенность обработки информации мозгом. Дислексия -- это мышление образами, а не словами или терминами. Лечить дислексию у логопеда... ...ох, повторюсь... ну, это, простите, как вывих у гинеколога лечить...
Статья получилась очень длинной. Я постаралась записать сразу все мысли и раскрыть проблему полностью. Не вижу смысла растягивать информацию на несколько статей.
Большое спасибо что прочитали. Надеюсь информация в статье помогла вам.
Можно ли ребёнку учиться не в школе? ДА! (ссылки на уроки) Ссылка на статью со большим количество ссылок на уроки по школьной программе. Статья обновляется мной постоянно.