Найти тему
Sittme

Не хочу общаться или не могу?

Дети очень непосредственные и искренние — нам взрослым можно только позавидовать их легкости в приобретении контактов. У большинства из них нет абсолютно никаких проблем в общении с чужими людьми. Они могут запросто подойти к незнакомцу на улице, — без доли стеснения улыбнуться ему и спеть песенку. Это все прекрасно, — социальные навыки очень важны для роста и развития малыша, но что делать, если другим детям это дается не так легко?

mohamed Abdelgaffar Pexels
mohamed Abdelgaffar Pexels

Как определить, есть ли у ребенка проблемы с социальным воспитанием? Обратите внимание на эти признаки:

  • Детям трудно поддерживать внимание на одной теме разговора;
  • Не пытаются привлечь внимание взрослых, так как не знают, как это сделать корректно;
  • Часто стоят слишком близко к собеседнику, не чувствуют понятия «личное пространство»;
  • Не любят фантазировать и рассказывают истории нескладно;
  • Плохо слушают партнера, не выносят доминирования в разговоре;
  • Когда не понимают, не просят объяснить или повторить информацию;
  • Порой не могут правильно интерпретировать тон и интонацию голоса (не различают грустный или агрессивный тон от радостного);
  • Используют язык ограниченным образом (например, только дают указания или делают заявления, но не приветствуют и не задают вопросов);
  • Им трудно понять точку зрения другого человека;
  • Тяжело заводить друзей;
pexels-barbara-ribeiro
pexels-barbara-ribeiro

Что же можно предпринять родителям, чтобы помочь ребенку освоить навык коммуникации?

  • Поговорите с учителями, школьным психологом или воспитателями, чтобы рассказать о его особенностях, узнать их профессиональное мнение. Озвучьте свои тревоги, поставьте цели и разработайте стратегию, чтобы поддержать ребенка в учебе и школьной жизни;
  • Больше общайтесь, будьте осведомлены о настроении, режиме дня, предпочтениях и желаниях. Всегда находите время для разговора;
  • Пригласите сверстников ребенка домой, заранее его предупредив или отправьтесь все вместе на прогулку, к примеру, в кино;
  • Поговорите с малышом и узнайте о его интересах — чем бы он хотел заниматься. Может быть, это игра на виолончели, актерские курсы, освоение языков, танцы или спортивная гимнастика;
  • Создавайте социальные истории внутри семьи, чтобы имитировать жизненные ситуации. Например, как пройтись по магазинам, посетить бабушку и дедушку, пойти в первый раз в школу или парк, подружиться или извиниться;
  • Играйте в настольные игры, где есть очередность ходов. Научите ребенка «выигрывать и проигрывать»;
  • Тренируйтесь с выражениями эмоций: показывайте разные настроения и параллельно обсуждайте — что малыш почувствовал и увидел, правильно ли интерпретировал эмоцию на вашем лице. Поменяйтесь местами — пусть теперь он показывает различные чувства;
  • Общайтесь на тему того, что видите. Выбирайте объекты, которые можно описать. Держитесь одного диалога, не отвлекайтесь и не сходите с темы;
  • Используйте комиксы или книги, которые иллюстрируют разные социальные ситуации. Нужны те, где есть подробное описание, увлекательный сюжет и логическая развязка;
  • Тренируйте приветствие и прощание: поощряйте вашего ребенка говорить «привет» и «до свидания» в социальных взаимодействиях;

Ребенку нужно общаться. Чем больше — тем лучше. Если вы будете уделять ему достаточно времени, быть верным другом и помогать в сложных ситуациях, он не будет одинок и потерян. Для любого человека важно знать, что его поддержат и поймут близкие люди.