Намедни роясь в собственных архивах откопал большой книжный дореволюционный альбом - по современной архитектуре 1912 года!
Данная статья по большей части является данью уважения и желанием сохранить в архиве весь тот массив знаний, что был когда-то утерян войнами и революциями и рассмотреть всю эту красоту детальнее.
Данный альбом вышел в 1912 году ещё до революции. Выпустило его издательство "Мир" на типографии товарищества И.Н. Кушнеревъ и Ко (Пименовская улица собственный домъ)
1. Антокольский Марк Матвеевич (1842 - 1902). Иоанн Грозный.
Антокольский типичный представитель художественного направления, которое выразило упадок искусства в прошедшем столетии. Понятно, что при таком взгляде на творчество стремление к реализму привело художников упадка не к живому, непосредственному постижению природы, а к "бездушным снимкам с натуры". "Душа" нераздельно отдавалась замыслу, идейному или просто повествовательному.
Представление о человеке постигшем высшего сознания. Умереть раньше чем назначила природа. Уметь умереть также как и уметь жить.
Мефистофель продукт всех времен и нашего в особенности. Наше время переходное - мутное, очень удобное для ловцов. Мефистофель - загадочность, чума, гниль, которая носится в воздухе, она заражает и убивает людей. Мефистофель - неутомимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездится в больном теле с разлагающейся душой.
2. Аронсон Наум Львович (1872 - 1943).
Среди русских скульпторов Аронсон является серьёзным мастером. Впрочем Аронсон русский только по происхождению. Ещё юношей после недолгого обучения в Виленской школе он поступил в парижскую Ecole des arts decoratifs. Париж наложил на его творчество свою "хорошую печать". "Чувство материала" - сразу располагает к его творчеству.
3. Бромирский Петр Иванович (1886-1920).
Петр Иванович один их тех скульпторов у которого ярко выражена крайняя тенденция к примитивизму, непосредственности которые очень ярко выражено в живописи.
4. Бурдель Эмиль Антуан (1861 - 1929)
Для того, чтобы поддержать на своих плечах Академию против напора романтиков и пронести её через первую половину XIX века нужна была сила титана, чтобы убедиться какова воля нужна была этому человеку чтобы замкнуть себя в оковы академической линии.
5. Врубель Михаил Александрович (1856 - 1910)
Художнику с таким стихийно-творческим темпераментом доступно всё; к чему бы он ни прикоснулся, искажение - его бесценный дар. Врубель в области скульптуры остался дилетантом, но его лихорадочную гениальность так же являют его немногие пластические работы как и живопись: та же острая мучительная экспрессия рисунка.
6. Гауль Георг Август (1869 - 1921)
Между скульпторами-анималистами Европы нет художника более проникновенного. Звери, птицы и домашние животные, вылепленные профессором Гаулем, живут напряженной, подлинной жизнью и в то же время никогда не кажутся натуралистическими подобиями "настоящих" львов, страусов или собак. Они реальны ровно настолько, насколько нужно чтобы мы почувствовали непосредственную вольную красоту животной стихии, красоту зверя с его безупречной грацией и бессознательной мудростью.
7. Гильдебранд Адольф Фон (Adolf Hildebrand). (1847 - 1921)
Фонтан Виттельсбахов, оконченный Гильдебрандом в 1895 году, был для него первым монументальным заказом, но эта работа до сих пор остаётся, пожалуй, самым значительным и красивым его творением. Особенно восхищает в нём эстетическая логика, с какой он построен. Детали и целое, пластика и архитектура тесно слиты между собой, всё вместе превосходно гармонирует с требованиями местности, создавая художественный ансамбль благородного, большого стиля.
Творчество Гильдебранда определяется одним словом нео-классицизм. Настоящее, большое, доведенное до высшей четкости, до упрямого педантизма, мастерство.
8. Голубкина Анна Семеновна (1864 - 1927)
Голубкина - одна из самых интересных не только русских, но и европейских скульпторов. Она ученица Родэна, но её дорога в искусство совершенно самостоятельная. В то время, как Родэн ищет ритма и жеста всего тела, экспрессии целой фигуры, Голубкина сосредоточила своё внимание почти исключительно на человеческом лице.
Голубкину можно сравнивать только с Родэном. Её роднит с ним не только мастерство скульптурной техники, но и та широта захвата, самый диапазон таланта который отличает её.
9. Дуниковский Ксаверий (1875 - 1964)
Дуниковский принадлежит в польским скульпторам. Его "Нищета" - это голова женщины, лицо которой как бы выщерблено, стерто, обточено непрерывной тяжелой струей реки бедствий.
10. Клингер Макс (Max Klinger) (1857 - 1920)
"Бетховен" - вершина. Сила пластического замысла, глубокое чувство формы, изумительное совершенство и разнообразие техник, красота материала (сочетание мрамора, алебастра, тёмной бронзы, полудрагоценных камней и слоновой кости) - всё соединилось в этой статуи.
Подобно "Бетховену" Клингеровская "Кассандра" - образец полилитной (разнокаменной) скульптуры. Её стройное тело изваяно из желтоватого мрамора, пеплоса, сдерживаемая на левом плече бронзовой пряжкой из золотистого алебастра; цоколь из пёстрого мрамора довершает декоративную красочность общего впечатления.
11. Коненков Сергей Тимофеевич (1874 - 1971)
Когда на выставке "Московского товарищества" 1908 года появился "Паганини" всем стало ясно, что Коненков забитый художественной критикой и публикой, после своего дебюта в Академии, выработался в очень незаурядного, серьёзно идущего к цели мастера. "Паганини" сразу завоевал широкие симпатии; о нём говорили, спорили, писали фельетоны.
Только за последние годы, пережив эпоху юношеских исканий он достаточно "нашел себя" для длительной, систематической и воодушевленной работы. Статуи не повезло. В 1905 году в один из дней утром пришли сторожа и разбили его на куски под наблюдением одного из местных "столпов" искусства. Случайно сохранилась лишь эта одна фотография данной статуи.
"Боги дремлют в глубине мраморных глыб". Эта мысль, так пластически формулируемая Микеланджело и в слове и в камне его Давида, которого он прозрел заключенного в узкой мраморной глыбе, затаившегося и напряженного, как тетива лука, всегда преследовала скульпторов. В "Старичке-полевичке", который может служить классическим образцом примитивной деревянной скульптуры, Коненков создал такой образ русской природы, который хочется сопоставить только с Врублевским "Паном".
12. Ландовский (M. Landowky)
"Сыны Каина" выгодно отличаются от бесчисленных подражаний Роденовских титанов и характером лепки и могучестью выражения.
13. Хуго Ледерер (Hugo Lederer) (1871 - 1940)
Только в глубокой древности - на берегах Египетского Нила, на острове Родос в пышных резиденциях - сооружались памятники-статуи таких колоссальных размеров. Высота "Бисмарка" если считать от основания пьедестала составляет более 25 метров. Но издали он кажется ещё выше, так как стоит на холме и ничто кругом не заслоняет его.
14. Лукш Рихард (1872 - 1936) (Richrad Luksch)
Странник - юношеское произведение Лукша. Говоря о технике видны трудности, которые пришлось преодолеть молодому скульптору, чтобы гармонично сочетать два совершенно разных материала: дерево и камень. Фигура "Странника" вырезана из старого тёмного дуба, постамент высечен из грубого серого гранита. Выбор художника оказался удачным и "странник" как своеобразное воплощение идей Клингера о "разноцветном" ваянии, должен быть признан образцовым опытом.
15. Лукш-Маковская Елена Константиновна (1878 - 1967)
Первой скульптурной работой Лукш-Маковской был большой гипсовый горельеф "Война", исполненный её в 1899 году совместно с Коненковым по заказу известного поборника "идей мира", мецената и публициста Блоха. Горельеф должен был наглядно иллюстрировать "ужас современной войны" - один из самых отталкивающих цинизмов ружейного боя: стрельбу "за прикрытием трупов". С художественной точки зрения такое задание - это нонсенс.
Прошли годы и её новая работа "Пробуждение" стало новым этапом в её пластическом творчестве. Здесь мы уже ясно различаем стремление к стилизованной, немного угловатой монументальности, которым охвачена передовая скульптура.
16. Майоль Аристид (1861 - 1944) (Aristide Maillol)
Майоль как и Бурдель тоже их тех мастеров, которые пробили брешь в современном "скульптурном" сознании, через которую первым вошел Роден. Майоль представляет, быть может, самую независимую индивидуальность среди французских ваятелей. Его нельзя не узнать по малейшему эскизу. Он скульптор прежде всего, только скульптор, в нём нет ни малейшей примеси живописной, литературной или философской и любит он только формы и движение человеческого тела самих в себе, независимо от того какие бы то ни были психологии и портретности.
17. Матвеев Александр Терентьевич (1878 - 1960)
Про Матвеева можно сказать то же, что про Майоля: он лепит не фигуру, а воздух её окружающий. Но он достигает этого иными путями и приёмами. В то время, как фигуры Майоля, всегда монументальны, кажутся преувеличенными и слегка расплывшимися в туманном или сумеречном воздухе, скульптура Матвеева как бы облиты слишком ярким полуденным светом, скрадывающим, уменьшающим и в то же время чётко оттачивающим их очертания.
18. Менье Константин (Constantin Meunier) (1831-1905)
"Промышленность" - часть большой композиции, названной Менье "Памятником труда". Этот памятник - величайший итог всех творческих исканий мастера - можно было видеть на берлинской выставке 1906 года.
Этот отдыхающий "Кузнец" - одно из наиболее типичных произведений мастера. Всё художественное миросозерцание Менье и вся его очарованность пластическими ритмами мускулистых тел, грубых от непрерывных усилий в борьбе за жизнь, но прекрасных - выразительной своей, в этом бронзовом рабочем с непокорно поднятой головой и большими, покорными навыками повседневного труда, негибкими, мозолистыми руками...миросозерцание Менье.
Группа "Материнство", как мы знаем - деталь "Памятника труда", этого великого произведения Менье, оставшегося недовершенным. По замыслу мастера группа должна была занять место в числе пяти бронзовых статуй на цоколях между декоративными горельефами памятника. Символ материнства, человеческого плодородия, семейного очага - тихое видение, торжествующее над всеми усилиями и бедами рабочего люда - благословенный закон, превращающий временный подвиг жизни в бытие бесчисленных поколений - заключительный аккорд в котором слышатся все торжественно-скорбные звуки священного гимна людскому труду.
19. Обер Артур Лаврентьевич (1843-1917)
Из произведений Обера, скульптора, находившегося долгое время в стороне от новых течений искусства - наиболее интересна декоративная фантазия в которой явко выступает этот элемент соблазнительного уродства. Умелой стилизацией формы, изобретательным преувеличением - он одухотворил некоторые из своих мелких скульптур неподдельной поэзией ужаса.
20. Роден Огюст (Auguste Rodin). (1840-1917)
Между статуями Родена, столь известными, "Весна" - одна из лучших. Вся влюбленность мастера в вечно-вольную и вечно-юную наготу человека в этом целомудренном-чувственном объятии юноши и девушки, радостных, нежных как весна.
Темой для этой бронзовой группы, украшающей теперь площадь Кале, послужила историческая трагедия о которой упоминается в хронике Фруассара. В 1558 году голод принудил к сдаче Кале, осажденный войском Эдуарда III. Король согласился пощадить население, но с тем условием, если шесть самых знатных граждан города пожертвуют собой для спасения других, они должны были явиться в неприятельский лагень с ключами крепости, безоружные, босые, обреченные на казнь. И шесть героев откликнулись на вызов, французский летописец подробно рассказывает их мученический подвиг. Роден изобразил их медленное шествие по городу, в прощальных думах о смерти.
Мыслитель - деталь грандиозного ещё недовершенного памятника: "Врата ада". Это всеобъемлющая места гения, для которого жизнь, вся жизнь с противоречиями и глубинами, с порывами к небу и крушениям в бездну - апофеоз человеческой телесности.
21. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
Нельзя говорить о фарфоровых статуэтках Сомова, не вспомнив его картин и рисунков, воскрешающих поэзию наших предков. С очаровательной серьёзностью и неподражаемым лукавством рассказывает Сомов о их домашней жизни, затейливых нарядах и любовных приключениях и о том, как вздыхали они слушая сентиментальные романсы или чопорно прогуливались в стриженных садах и том как они румянились и пудрились и обмахивались маленькими веерами из слоновой кости.
22. Стеллецкий Дмитрий Семенович (1875-1947)
Стеллецкий - талантливый скульптор, живописец и декоратор. Он гибкий и своеобразный стилизатор древнерусского искусства. Он обладает особым чутьем старинных тканей и орнаментаций одежды. Его живопись кажется иногда лишь предлогом для развития ткано-орнаментальных мотивов. Его ткани негибки, тяжеловаты, одежды старорусского покроя отмечены немногими привычными складками. Эту любовь он переносит и в скульптуру.
23. Судьбинин Серафим Николаевич (1867-1944)
Нельзя сомневаться в том, что Судьбинин - прирожденный скульптор, но ему, очевидно, придется повторить судьбу русских талантов, не прошедших строгой художественной школы, незнакомых с дисциплиной скульптурного вкуса. Его художественные вкусы складывались не в скульптурной мастерской, а на театральных подмостках. Уже вполне сложившимся человеком покинул он сцену чтобы отдаться скульптуре и уехал работать в Париж. Эти обстоятельства его биографии многое объясняют в его творчестве.
24. Трубецкой Павел Петрович (1866-1938)
Павел Трубецкой прогремевший в России и с тех пор признанный везде, как выдающийся скульптор-новатор - яркий выразитель того художественного направления, той знаменательной эпохи, которые характеризуется термином "импрессионизм".
Знакомясь внимательно с творчеством Трубецкого, убеждаешься в том, как трудно говорить о последовательном развитии его дарования. Он никогда систематически не учился. Принадлежа к числу "самородков", полагающих, что достаточно одного таланта, он сразу начал работать как блестящий маэстро, которому нет дела ни до каких знаний и авторитетов.
25. Шервуд Лев Викторович
Шервуд сумел сочетать в своём искусстве с чисто скульптурными задачами импрессионизм и психологичность. Наиболее удачны его произведения, дающие обобщенные исторические портреты. Таков его прекрасный бюст Пушкина с далёким созерцающим взглядом. Такова его поясная статуя Льва Толстого, говорящего, опершись на руку. У Шерведа особый дар лирической характеристики. Этот "Проект памятника Петру I" даёт именно того Петра, который встаёт в русском сознании в пушкинском преображении. Его поза проста и скульптурна. Но такому памятнику не место на площади: место ему в глубине большого зала.
26. Штук (Franz Stuck) (1863-1928)
Хотя Франц Штук достиг своей громкой славы как автор портретов и картин с мифологическим и символическим содержанием, для его дарования особенно характерны те несколько статуэток, которые дают нам возможность говорить о нём как о скульпторе.
В ряду декоративных статуэток Штука, "Раненый кентавр" может быть наименее классичен несмотря на своё явное греческое происхождение. По замыслу, по выражению, по нервной напряженности оно определенно заимствовано из греческой практики как мифические существа Арнольда Бёклина.
По мере написания статьи я всё более проникался духом того времени, времени, которое создавало прекрасные произведения и работы. Ему на смену придёт война, страх и ужас. Но одно мы знаем наверняка, что за любой мглой всегда следует рассвет новых форм искусства и творчества.