Найти тему
Евразия.Эксперт

«Протесты нарастают»: оппозиция Армении подготовила план смены правительства

Фото: pressunity.org
Фото: pressunity.org

Как показывают свежие опросы социологов, 45% жителей Армении считают, что премьер-министр Армении Никол Пашинян должен подать в отставку. 5 декабря в Ереване состоялся очередной митинг оппозиции, в ходе которого собравшиеся потребовали главу правительства сложить полномочия до полудня 8 декабря. В противном случае активисты пригрозили начать акции протеста «по всей стране». Однако сам премьер уходить в отставку не собирается. Какие планы строит оппозиция и к чему приведет ее противостояние с Пашиняном, проанализировал эксперт исследовательского института «Политэкономия» (Ереван) Бениамин Матевосян.

Последствия осенней войны

Утром 27 сентября, когда Азербайджан начал войну против Арцаха, это также означало, что по ее завершении в Армении могут произойти политические перестановки, и руководивший страной на протяжении последних 2,5 лет человек должен будет уступить свое место. Это стало еще более очевидным по итогам войны, которая фактически лишила армянскую сторону не только контроля над большой территорией в Арцахе, но и фактически разрушила вторую армянскую государственность и поставила под угрозу территориальную целостность и государственность самой Армении. Подобная ситуация не могла оставить армянское общество и оппозицию безучастным к происходящему.

Еще в дни войны стали звучать призывы о необходимости отстранения Никола Пашиняна от власти и передачи управления страной в руки «комитета государственного спасения» или в руки «компетентного военного руководства». Необходимость этого шага озвучил в дни войны первый премьер-министр Армении Вазген Манукян. Однако власть не просто не прислушалась к его мнению: как в дальнейшем заявил исполняющий обязанности главы СНБ Армении Микаэл Амбарцумян, за это предложение Пашинян хотел возбудить против Манукяна уголовное дело, от чего его уговорил воздержаться все тот же Амбарцумян. Все вышесказанное было четким сигналом к тому, что Пашинян не понимал всю трагичность происходящего.

Крах в войне сделал отставку Пашиняна основной темой внутриполитической повестки Армении, и 3 декабря оппозиционные партии заявили о том, что альтернативным кандидатом в премьеры видят именно Манукяна, а подробная «дорожная карта» смены власти будет представлена во время митинга 5 декабря. Тем временем Пашинян цепляется за власть, и, представляя обществу отдельные эпизоды прошедшей войны, пытается доказать, что «даже если бы у руля государства был другой человек, то крах был бы неминуем» и «ход войны нельзя было изменить».

Предпосылки провала в Карабахе

Действующий премьер до сих пор не осознает, что катастрофа начала подходить к Армении и Арцаху не с утра 27 сентября, а с 9 мая 2018 г. С этого дня Пашинян начал вести политику, которая завела в тупик переговорный процесс. Вспомним его противоречивые заявления о том, что он «не имеет права вести переговоры от имени Арцаха», что «Арцах – это Армения, и точка», что «решение вопроса должно устраивать и народ Азербайджана». Все это дало Азербайджану повод начать войну. Баку начал обвинять Армению в деструктивизме и срыве переговоров. И это несмотря на то, что до 2018 г. ситуация была совершенно иной.

Катастрофа началась тогда, когда прозвучали призывы «приспособиться, адаптироваться к армянской революции», направленные Российской Федерации, когда из Еревана было объявлено, что граница с Ираном может быть закрыта. Это привело к тому, что воюющая с Азербайджаном страна осталась на международной арене одна.

Катастрофа началась, когда премьер-министр Армении сказал, что начинает переговоры «со своей точки» и, пытаясь дистанцироваться от всех предыдущих лидеров, фактически отказался от «Мадридских принципов», от мониторинга границы, которого мы смогли добиться после войны 2016 г. Он не понял, что «Мадридские принципы» родились после Лиссабонского саммита ОБСЕ (3 декабря 1996 г.) в условиях, когда мы остались одни, и Арцах воспринимался как неотъемлемая часть Азербайджана. «Мадридские принципы» стали настоящим переломом для армянской дипломатии. В рамках этих принципов, уступая несколько районов, но сохраняя Карвачар, Лачин, Шуши, Аскеран, Гадрут, мы должны были получить признаваемую международным сообществом реализацию права народа Арцаха на самоопределение. Иными словами, мы получили правовые основы, чтобы Арцах получил международно признанную независимость.

Пашинян не осознавал начала катастрофы и тогда, когда начал вести судебные процессы против элиты армии, разделил общество на «черных» и «белых».

Коронавирус дал понять, что у власти есть проблемы с «кризисным управлением». Считалось, что это сигнал к тому, что в случае войны необходимо будет обратиться за квалифицированной помощью.

Эта помощь была предложена Пашиняну в дни войны. Ему даже предложили оставить всех на своих должностях, но передать временное руководство более профессиональным кадрам. Он отказался, предпочтя не делиться ни граммом власти и потерять Арцах.

Войне предшествовала целая цепочка ужасных решений, которые Пашинян принимал лично. Более того, отказавшись прекратить войну на более ранней стадии, опасаясь, что его назовут предателем, он поставил крест на Шуши, и попытки сегодня представить спасение Степанакерта в качестве успеха выглядят просто цинично. Так же цинично выглядят попытки удержаться во власти, даже несмотря на капитуляцию. Это, в свою очередь, вынуждает оппозицию брать процесс в свои руки и добиваться отставки правительства в политической борьбе.

Варианты смены власти

История независимой Армении, начиная с 1991 г., видела различные виды прихода к власти, или, иначе говоря, этот приход осуществлялся из разных «дверей». В 1998 г. смена власти и отставка первого президента страны Левона Тер-Петросяна была осуществлена группой людей, которые уже были во власти – премьер-министр Роберт Кочарян, министр обороны Вазген Саргсян, глава МВД Серж Саргсян и глава Армии обороны Арцаха Самвел Бабаян. «Дверь» была открыта изнутри. В 2018 г. смена власти была осуществлена под давлением улицы и толпы, и к руководству страной пришел человек, который ранее не входил в число людей, вовлеченных в процесс управления государством в составе руководящей тогда элиты. Иными словами, «дверь» во власть была открыта снаружи.

Ожидающиеся в самом ближайшем будущем события (по крайней мере, сценарий, который попытается реализовать оппозиция) будет попыткой синтеза двух вышеуказанных видов смены власти.

Что это означает на практике? «Пирамида власти» под Пашиняном в эти дни дает трещины – из правящей фракции уходят депутаты, в отставку подают губернаторы, министры, советники высокопоставленных чиновников, сотрудники СНБ. Сигналы, поступающие из государственного аппарата, свидетельствуют о том, что множество профессионалов готовы работать с новой властью, а у нынешней оппозиции хватает политической зрелости не отвергать этих профессионалов, а попытаться использовать их потенциал как во время физического процесса смены власти, так и в период управления государством после прихода во власть команды временного премьер-министра.

Это открывает «дверь» во власть изнутри. Снаружи же эту «дверь» откроют многотысячные акции протеста, важнейшая из которых состоялась 5 декабря. Ее откроют и голодовки, перекрытие дорог и иные акции гражданского неповиновения. Власть будет вынуждена пойти на уступки под давлением масс.

Кандидат от оппозиции и его миссия

Манукян является одной из знаковых фигур независимой Армении. Он был первым премьер-министром страны, который обеспечил транзит системы государственного управления и формирование государственных структур независимой Армении на базе структур Советской Армении. Однако в результате идейных разногласий с Тер-Петросяном и правящим Армянским Общенациональным Движением Манукян подал в отставку с поста премьера. Спустя небольшой промежуток времени ему предложили должность министра обороны. В этом качестве Манукян сумел в дни войны из разрозненных отрядов самообороны сформировать регулярную армию, которая одержала победу в войне в 1994 г.

После освобождения с должности министра обороны Манукян продолжил свою политическую деятельность, став жертвой первых больших избирательных фальсификаций в ходе президентских выборов 1996 г. Фактически, Манукян выиграл эти выборы, но голос народа был украден. Была заложена порочная система по фальсификации выборов, был заложен порочный принцип «если даже наберут 100% голосов, то власть мы им не отдадим».

Именно эти принципы легли в основу разрушения основ армянской государственности, а миссией Манукяна сегодня должно стать не только выведение страны из поствоенного кризиса, но и «замыкание цепи истории» – он должен вернуть народу право формировать власть в конкурентной борьбе.

Манукян – один из тех редких людей, кто в дни войны публично выступил против пропаганды Пашиняна, которая более 40 дней убеждала всех в будущей победе, а в итоге привела к капитуляции, рассказал народу всю правду о войне и потребовал отставки Пашиняна. Если бы слова Манукяна нашли в те дни широкий общественный резонанс, то мы, как минимум, избежали бы такого капитуляционного акта. Сегодня его историческая миссия не завершена, так как все те достижения, которые мы имели в постсоветский период, в том числе благодаря Манукяну, очень быстро были потеряны.

Став единым кандидатом от оппозиции, Манукян взял на себя обязательства не участвовать во внеочередных выборах. Он планирует сформировать свой переходный кабинет министров из представителей различных партий страны, будут также вовлечены беспартийные специалисты. Основным критерием станут профессиональные навыки и качества министра, а само временное правительство будет неким «надпартийным» органом, который основной своей задачей будет видеть возвращение в стране управляемости.

У армянского общества действительно очень узкое пространство для маневра. В ближайшие дни будет решаться вопрос не конкретной личности у власти, а вопрос существования армянской независимой государственности в регионе Южного Кавказа.

Бениамин Матевосян, эксперт исследовательского института «Политэкономия» (Ереван)