История косплея насчитывает несколько десятилетий, а то и сотен лет – смотря откуда считать. Однако во все времена людей, переодевающихся под героев вымышленной реальности, относили к славной касте чудаков.
И это еще довольно мягко сказано. Их повсюду сопровождали удивленные и даже сочувствующие взгляды. Хотя в жалости они не нуждались тогда и вовсе не стремятся к ней сейчас.
В этой статье мы поговорим о том, что такое современный косплей, какую идеологию вкладывают в него его поклонники и сколько средств готовы потратить на свое необычное (да, до сих пор) увлечение.
Как стать аэропортом
В течение долгого времени косплей, если говорить о его новейшей истории, был уделом любителей фантастики. Сегодня круг вовлеченных существенно расширился. Необычно и как-то смутно знакомо одетых людей можно встретить на массе мероприятий – от кинофестивалей до дегустации новых сортов сыра.
Да и одеваться мушкетером или принцессой Леей уже необязательно – можно представить, что ты, например, здание. Даже за примером далеко ходить не надо – вспомним хотя бы апрель 2018-го, когда на церемонию открытия нового терминала аэропорта в Симферополе подтянулись люди, наряженные в его узнаваемом и весьма оригинальном стиле.
Из Штатов через Японию
Само слово «косплей» произведено от английского словосочетания «костюмированная игра» (costume play). Оно означает воплощение в реальном мире образа героя из вымышленной вселенной – книжной или кинематографической.
Придумал его японский писатель Нобуюки Такахаси, в 1984 году описавший свой впечатления от посещения тематического фестиваля. Это развлечение и сейчас чрезвычайно распространено у жителей Страны восходящего солнца.
Впрочем, придумали идею не они. Еще в средние века в Европе проводились костюмированные балы – именно их и имеет смысл считать непосредственными предшественниками нынешних косплей-фестов.
Подробно проследить историю развития субкультуры можно с 1939 года. Тогда косплей впервые громко заявил о себе как об искусстве, и произошло это в Соединенных Штатах, на science-fiction-конвенте Worldcon.
Родоначальниками косплея считают двух гостей мероприятия – писателя Форреста Аккермана и его гражданскую жену Миртл Джонсон, позаимствовавших идеи для своих костюмов из одной из космоопер. Их идея произвела на собравшихся такое впечатление, что уже через год это вылилось в полноценный конкурс.
Разразившаяся Вторая мировая война естественным образом снизила интерес к косплею, и его второе рождение относится уже к 60-м годам прошлого века. Расширился и пул представленных персонажей – это были уже не только космические герои, но и персонажи из фэнтэзи и комиксов.
В 70-х годах стало ясно, что движение надо брать под контроль и устанавливать правила, потому что любители косплея развивали его кто во что горазд. На конкурсе появились жюри и презентации: теперь эффектно одеться стало мало – нужно было еще и ярко подать свой креатив.
По коммерческим рельсам
Сегодня внутри косплея выделяются отдельные направления – в зависимости от источника. Так, воплощение героев компьютерных игр считает делом более сложным, поскольку фильмы наглядно демонстрируют костюмы в динамике, а игры чаще всего нет, и здесь следует проявлять большую фантазию при реализации идей. Чем более сложно выполнен образ, чем он богаче на составные части, лампочки, светящиеся элементы – тем лучше.
Как и многие хобби, косплей не ушел от коммерциализации. С учетом того, насколько это дорогостоящее дело, монетизация никого не раздражает. Наоборот – авторы демонстрируют свои произведения на крупных фестивалях и других тусовках в надежде, что их заметят и предложат контракт.
И такое действительно происходит. Например, недавно гости корпоратива одной крупной компании из РФ могли пообщаться с героями «Звездных войн».
Сколько стоит один выход косплеера в народ – коммерческая тайна, но известно, что сумма колеблется в диапазоне 5000–7000 рублей в час. У особо успешных мастеров есть свои фанатские группы и неплохой доход от производства, демонстрации и реализации готовых костюмов. Времена, когда их воспринимали как фриков-бессребреников, остались в прошлом.
Для того, чтобы тебя заметили, необходимо участвовать в серьезных мероприятиях, куда сегодня не так уж и легко попасть. Сначала следует аккредитоваться и предоставить подробный рассказ о себе и своем костюме с описанием производственного процесса. Среди подавших заявки на участие проводится конкурс, наградой за победу в котором становятся бесплатный доступ к участию в фесте и профессиональный грим. Остальные тоже не остаются за бортом, но им уже придется выкладывать деньги за право продемонстрировать себя.
Насколько серьезно косплееры относят к делу, можно судить по тому, какие суммы они вкладывают в создание своих произведений. Например, четыре года назад на один из российских фестивалей с Украины приехал костюм стоимостью в 200 тысяч рублей. На его создание ушло около полутора лет.
О том, чем российское косплей-сообщество отличается от западного и какие материалы чаще всего используются в работе, читайте здесь.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.