Как правило, окончив сельскую школу, молодые ребята перед службой в армии устраивались в совхоз работать трактористами. В ту пору, еще преподавали в сельских школах- «трактора и сельхозмашины». Вместе с аттестатом получали права тракториста 3 класса, конечно, придя в тракторную бригаду, мы не «раскатывали губу», что нам доверят новую технику, но то, на чем предложил нам работать бригадир, быстро охладило наш трудовой порыв.
Нам четверым друзьям было предложено поработать на откормочнике, где молодых бычков доводили до кондиции перед отправкой на мясокомбинат. Для этого нам было выделено два трактора ЮМЗ-5 и ДТ-75 с ручным сцеплением, и неделя сроку привести эти трактора в рабочее состояние. На откормочнике работали до нас трактора МТЗ-80 и Т-40, вот мы и должны были заменить, на время заготовки кормов, куда перебрасывали эти трактора.
После осмотра доверенной нам техники, оказалось, что она вполне работоспособна, по крайней мере, моторы заводились, и трактора даже могли двигаться. Вот в движении мы увидели главные неисправности этой старой техники. На ЮМЗ-5 люфт большого руля составлял все 360 градусов, где глубже канавы, туда он и сворачивал, кроме того рычага ВОМ не фиксировался, приходилось держать его руками, гидравлика хоть и была исправной, но с главного цилиндра навески бежало масло « как с гусенка».
ДТ-75 по прямой ехал уверенно, но стоило попытаться чуть – чуть повернуть его, как тут же начинала сползать гусеница, поэтому поворачивал он только задним ходом. Как бы то не было, за неделю мы , как смогли, устранили видимые неполадки тракторов. У ДТ-75 мы полностью заменили изношенные гусеницы и ведущие звездочки, после этой процедуры на нем можно было крутиться на месте, тормозные и фрикционные ленты на нем были поменяны нашими предшественниками.
На ЮМЗ-5 мы, что то подрегулировали на рулевом редукторе, люфт уменьшился, но не намного, основной причиной люфта были разболтанные до крайности цапфа и тяги. В итоге, цапфу пришлось приварить намертво к шлицам, а в тягах оказалось, можно устранить люфт, просто довернув регулировочные пробки в головках наконечников. Так как до конца недели, еще было пару дней, бригадир поручил нам починить так же старый кормораздатчик, у которого был порван основной транспортер и местами погнуты рыхлители на приржавевших валах.
Домой приходили усталые и грязные от смазки и ржавчины, но довольные, что у нас все пока получается. К работе на откормочнике мы заступили в воскресенье, так как уже все бригады работали без выходных, на ДТ-75 подвозили старый силос, оставшийся с прошлого года, а на ЮМЗ-5 ездили в поле, где загружали кормораздатчик свежей зеленкой, которую измельчал МТЗ-80 с КУФом для совхозного АВМ-1,5.
Были, конечно, и поломки, сбой в кормежке молодняка КРС, но в конце месяца перевеска бычков показала хороший результат нашей работы. Наконец первая рабочая зарплата в двести рублей, которую мы с гордостью отдали родителям в семейный бюджет. Работа на откормочнике затянулась до самой осени, когда постоянные трактористы вернулись с полевых работ. А мы поставили ЮМЗ-5 и ДТ-75 в дальний угол гаража бригады, дожидаться следующих молодых трактористов.