Суд Европейского союза принял важное решение, касающееся международных перевозчиков. Он счел, что директива о делегировании работников в части предоставления услуг должна применяться также в отношении транспортной отрасли.
Решение Суда ЕС было вынесено по делу транспортной компании, которая пользовалась работой водителей из Германии и Венгрии. Эти водители занимались чартером из Эрп в Нидерландах (т.е. места нахождения компании), однако «большинство перевозок осуществлялось за пределами территории Нидерландов», – говорится в сообщении Суда ЕС в отношении упомянутого решения.
В связи с этим, по словам Federatie Nederlandse Vakbeweging (FNV – голландской федерации профсоюзов), компания Van den Bosch Transporten должна применять по отношению к ним основные условия труда, содержащиеся в тамошнем коллективном договоре, «как к делегированным работникам в соответствии с директивой о делегировании работников». Между тем, ни упомянутая фирма, ни аффилированные компании, с которыми были связаны водители, этого не делали.
Таким образом, FNV подала в суд на компанию, и в конечном итоге дело попало в Суд ЕС.
А тот только-что принял решение, что директива о делегировании работников применима к транснациональному оказанию услуг в сфере автомобильного транспорта». Ибо она применяется «к любому транснациональному оказанию услуг, включающему делегирование работников, независимо от того или иного сектора экономики».
Суд указал, что не имеет значения тот факт, что в директиве четко не указан транспорт. Она должна применяться в отношении его «особенно», когда речь идет о перевозке грузов. Он также напомнил, что Директива поддерживает международное конкурентное предоставление услуг при одновременной, необходимой, защите прав работников.
Водитель как делегированный работник
Рассматривая дело нидерландской компании и водителей из Германии и Венгрии, Суд ЕС также напомнил о правилах, согласно которым водитель может быть определен как делегированный работник.
Он указал, что необходимо доказать, что работа водителя связана с территорией другого государства-члена.
Суд ЕС предостерег при этом, что сам факт того, что водитель грузовика «был передан предприятием, имеющим местонахождение в одном государстве-члене, в распоряжение предприятия, имеющего местонахождение в другом государстве-члене», после чего начинает или заканчивает работу в месте, в которое был передан, «не достаточен сам по себе, чтобы признать, что он был делегирован на территорию другого государства-члена». Необходимо как раз продемонстрировать, «исходя из других факторов», что отношения с территорией были достаточными, чтобы можно было говорить о делегировании.
Ситуация выглядит совсем по-другому в случае каботажных перевозок. Тогда «перевозка осуществляется в полном объеме на территории принимающего государства-члена, что позволяет признать, что выполнение работы водителем в рамках таких операций остается в достаточной связи с этой территорией». Неважно, сколько времени занимала перевозка. В то же время, однако, необходимо помнить, что если она длилась меньше месяца, то можно не применять законы о ставках минимальной заработной платы.
Тем не менее, суд призвал государства-члены следить за благосостоянием работников, в том числе заботиться о том, чтобы условия, гарантированные в коллективных договорах, применялись к ним. Конечно, если они считаются «широко применяемыми», а значит, типичными, например, для определенной профессии.