На дворе 2020 год, Капиталу уже 1, 5 века! Вроде бы что-то древнее и давнее, но тем не менее продажи Капитала стремительно растут по всему миру, особенно когда его начинает сотрясать кризис ( кризисы, к слову, происходят все чаще, многие считают, что мы живем в системном кризисе уже достаточное количество лет).
С распадом СССР многие, перекрестившись, отказались от марксизма, насаждаемого силой в Союзе, казалось бы, погрузившись в царство свободной науки. Однако в последнее время изучение марксизма поднимает голову (кхм, почему? и к чему бы это?). Тут ярко выделяются две точки зрения — апология марксизма и ярое его отрицание. Только вдумайтесь, споры продолжаются уже 1, 5 века! Это хорошо показывает нам актуальность Маркса.
Я предлагаю вам самим попробовать разобраться с Капиталом, изучив его самостоятельно, при этом отбросив изначально все свои мнения относительно этой работы. И по итогу уже делать выводы. В конце каждого раздела важно задавать вопрос: «А что мне дала эта информация?». Так изучение Капитала станет наиболее плодотворным. Дак вот, это было некое приветственное слово, а теперь давайте же приступим!
Начинается Капитал с первой книги «Процесс производства капитала». Первый её отдел «Товар и деньги». Сегодня мы поговорим про ТОВАР, а поконкретнее, про стоимость и потребительную стоимость.
Маркс начинает со следующего: « Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар — как элементарная форма этого богатства». Автор дает нам некое общее - буржуазный способ производства, и его частичку — товар. Далее, мы все более будем абстрагироваться и разбирать товар в чистом виде. Это важно понимать. Это метод Маркса. Восхождение от абстрактного к конкретному.
Что же такое товар? Товар — прежде всего предмет, вещь, которая благодаря её свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Но это не есть понятие товара. Здесь Маркс делает упор на то, что товар удовлетворяет потребности человека благодаря своим свойствам. И вот, мы видим, что у товара есть полезные свойства. Не знаю, стоит ли здесь приводить пример, но давайте попробуем. Например, у гречки есть полезное свойство — насыщать наш организм, утолять голод.
Так вот, полезность вещи делает её потребительной стоимостью, или же благом. Потребительная стоимость осуществляется только лишь в пользовании или потреблении. До этого момента, мы имеем лишь представление о потребительной стоимости, но раскрываем её лишь в потреблении.
Мы живем в капиталистическом обществе (а если говорить точнее, при империализме, это важный момент, ибо капитал больше про капитализм свободной конкуренции. Поправки временем смотрите в одноименной работе Ленина). И блага (потребительные стоимости) при буржуазной форме общества, которую мы тут с вами и разбираем, являются в то же время вещественным носителем меновой стоимости. А меновая стоимость — уже другая категория.
Меновая стоимость — количественное соотношение, пропорция благ (потребительных стоимостей) одного рода, которые обмениваются на другие блага (потребительные стоимости). И это соотношение постоянно изменяется с зависимости от времени и места, поэтому меновая стоимость кажется чем-то случайным и чисто относительным. И если мы начнем говорить о меновой стоимости, которая присуща товарам, то это покажется чем-то противоречивым и ложным. Однако, не все так однозначно.
Маркс абстрагируется все дальше и дальше. Рассматривая обмен товарами, мы должны понимать, что в них есть что-то такое, что позволяет им обмениваться эквивалентно друг на друга. Что то должно их роднить. Мы подходим к тому, что различные меновые стоимости (или же просто стоимости) выражают нечто одинаковое. Меновые стоимости (стоимости) вообще могут быть лишь «формой проявления» чего-то другого, какого-то отличного от неё содержания.
Обратим свой умственный взор на то, как различаются товары. Как блага (потребительные стоимости), они различаются прежде всего качественно. (Есть кабачки, а есть топор, и они удовлетворяют совершенно качественно-разные потребности, т.е. отличаются качественно). А если мы будем говорить о меновой стоимости (стоимости), то они будут различаться количественно. (Топоры и кабачки мы обмениваем количественно, т.е., условно, 1 топор на 10 кабачков, и это количественные различия стоимости). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в меновой стоимости (стоимости) не заключается « ни одного атома потребительной стоимости», поскольку это разные категории, в первом случае это качество, а во втором — количество.
Если мы пойдем дальше, то увидим, что отбрасывая потребительную стоимость от товара, останется лишь одно качество, присущее всем товарам: любой товар — продукт труда.
Здесь мы уходим от составных частей и форм товара, отходим от его свойств. Труд мы сводим к абстрактному человеческому труду. Теперь от товаров остается только то, что все они сделаны с затратой рабочей силы, в них накоплен человеческий труд.
Любое благо (или потребительная стоимость) имеет меновую стоимость (стоимость) лишь потому, что в ней овеществлен или материализован абстрактный человеческий труд.
И тут мы можем подумать вот таким образом: Один ткач изготовит рубашку за 15 дней, а другой — мза 3. Так что, вторая рубашка при тех же качествах, будет иметь меньшую стоимость? Если бы мы изучали политэкономию по Рикардо, то эта несостыковочка была бы камнем преткновения. Маркс же рассуждает об общественно-необходимом рабочем времени. И это важно!
Общественно-необходимое рабочее время — время, требуемое для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно-нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Это значит, что стоимость создает лишь общественно-признанный труд!
Величина стоимости блага будет определяться количеством общественно-признанного времени, необходимого на изготовление этого блага. В таком случае, каждый товар имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода.
«Как стоимости, все товары лишь определенные количества застывшего рабочего времени»
Величина стоимости благ непостоянна, поскольку рабочее время изменяется с каждым изменением производительных сил. Величина стоимость товара изменяется прямо пропорционально количеству труда и обратно пропорционально производительной силе труда. Т.е. чем больше количество труда — тем больше стоимость, и чем выше производительные силы, тем меньше стоимость.
Вещь может быть потребительной стоимостью (благом) и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не создается трудом (например воздух, который мы пока еще не продаем закатанным в банках (кстати, как только мы это сделаем, то будет затрачен труд и воздух обретет стоимость!)).
Вещь может быть потребительной стоимостью (благом) и не быть товаром. Если мы трудом создали потребительную стоимость для удовлетворения собственных потребностей. Чтобы произвести товар мы должны создать не просто потребительную стоимость, а потребительную стоимость для других, то есть, общественную потребительную стоимость.
Для того, чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости посредством обмена.
Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен и не будет считаться трудом, и потому не будет образовывать никакой стоимости.
Таким образом, мы изучили потребительную стоимость и меновую стоимость. Поговорили о том, что может стать товаром и что создает стоимости. Уделили внимание вопросу общественно-признанного или общественно-необходимого рабочего времени.
Друзья, я призываю вас изучать Капитал вместе со мной! Я не специалист-политэконом, я лишь студент, поэтому дополнения и критика приветствуются!
Продолжение следует…