Обратилась на консультацию девушка, назовем её Светлана. Рассказала следующее.
«Много лет назад поздно вечером мужчина на машине предложил подвести меня до дома. Я согласилась. Он повез меня не домой, а загород в лесополосу. Там он хотел меня раздеть, я попыталась убежать, он меня поймал, избил до крови. Потом отвез меня до дома и высадил.
Дай мне власть, я бы всех подобных мужчин в подобной ситуации расстреляла бы.
После этого случая я долго сильно боялась. Боюсь повторения и сейчас, хотя прошло много лет, и всегда вечером прошу кого-нибудь меня проводить. С тех пор всегда, когда еду в любой машине, а за окном деревья и лес – просыпается отголосок прежнего страха. Очень себя обвиняю за тот случай: «Зачем я тогда села в ту машину!?»
Решили поисследовавать данную ситуацию в расстановке.
Рабочая гипотеза: Страх и другие сильные чувства травматического эпизода оказались неотреагированным, и до сих пор беспокоят. Необходимо любым уместным способом трансформировать, эвакуировать или отреагировать чувства из прошлого.
Рабочая гипотеза (для клиента): В данной ситуации одним из факторов могла быть системная причина. Другими словами, то, что с вами случилось, могло быть повтором давней истории из прошлого ваших предков. Если мы энергию конфликта отдадим в тот контекст, откуда это к вам пришло, вам однозначно станет легче.
Фигуры в расстановке:
- Заместитель «Светлана в контексте страха и других сложных чувств (чувство вины, гнева и т.д.)»
- Заместитель «Мужчина-агрессор»
- Заместитель «Системная причина ситуации»
Первоначальный образ расстановки показал, что действительно, мужчина-агрессор буквально повторил действия из далекого прошлого семьи Светланы.
Реконструкция событий прошлого: неуравновешенный мужчина пытался ухаживать или даже свататься к девушке-предку Светланы, но получил не только отказ, но и насмешки. Это его взбесило, и он девушку избил. Родственники девушки отомстили жестоко. Они убили мужчину (задушили).
Разрешающая фраза: «Дорогая девушка, я не ты. Дорогой мужчина, я не ты. Дорогие родственники, которые отомстили агрессору и убили его, я – не вы. Все чувства всех участников ситуации из прошлого я оставляю в прошлом. Никого не сужу. У вас ваша судьба, а у меня своя. Вы все – члены моей семейной системы. У каждого из вас своя роль, своё место. Я ваши чувства, и сценарии повторять не буду. Буду жить своей жизнью».
Результат: Общее облегчение состояния и у клиентки и у заместителя клиента.
***
На втором этапе расстановке процесс сосредоточился вокруг биографической ситуации клиентки:
Разрешающая фраза (агрессору из биографической ситуации): «Я тебя вижу. Ты меня тогда очень напугал. Так что я до сих пор это вспоминаю гневом, страхом, тревогой и беспокойством. Я предъявляю тебе претензии. Весь негатив той ситуации возвращаю тебе обратно вместе с ответственностью за содеянное. Всё, что я потеряла в той ситуации, возвращаю себе обратно до капельки».
…
Через некоторое время, когда процесс разделение и возвращения энергий завершился, Светлана успокоилась настолько, что даже смогла поблагодарить агрессора за то, что он напомнил ей о ситуации из прошлого её предков: «Твоя миссия завершена. Спасибо за напоминание о том, что случилось в прошлом моей семьи. Больше мне таких напоминаний не нужно. Ты свободен».
Агрессор в ответ: «Раз я свою работу выполнил, я больше не нужен, я ухожу».
Результат: Светлана отметила, что ей стало намного легче и спокойнее. «Как камень с души упал». Это сопровождалось заметными телесными признаками глубокого расслабления.
На этом расстановку и завершили.
***
Заключение
- Данная работа оказалась для нас самым настоящим подарком в хорошем смысле слова.
- Вместо проработки и интенсивного отреагирования чувств страха, вины, гнева, тревоги, стыда Светлане для облегчения ситуации оказалось достаточно просто сместить эмоции в контекст прошлого. Ей тут же стало легче.
- Ситуация из прошлого оказалась копиркой ситуации из биографического опыта Светланы.
- С одной стороны, работать с ситуацией из прошлого намного легче в силу большой временной дистанции (диссоциация смягчает процессы проживания эмоций).
- С другой стороны, факт того, что в прошлом обидчик оказался жестоко наказан, дополнительно смягчило ожесточение Светланы в настоящем.