Сегодня авиалайнеры умеют совершать посадку на автопилоте, но как часто пилоты используют это на практике?
Приземляются ли на автопилоте в хорошую погоду или только при плохой видимости? Возможно ли, что в отдельных странах или авиакомпаниях это более распространено, чем в других?
Мы обратились за комментарием к командиру Airbus-320, и получили довольно интересный ответ.
По его словам, у каждого типа воздушного судна и каждой авиакомпании свои нюансы.
«Если коротко, нет, на автопилоте садятся редко. Лично я за 10 лет полетов на А320 использовал автолэнд примерно 10-20 раз. И я не знаком ни с одним пилотом, который предпочитал бы садиться на автомате, а не "на руках". Стоит отметить, что на автопилоте касание с землей происходит гораздо жестче, чем при ручной посадке. Система работает четко, но просто обычно это не самая мягкая посадка», — комментирует командир борта.
Кроме того, по словам пилота, он и его коллеги прибегают к помощи автолэнда, когда требуется посадить самолет при плохой видимости. И в таких условиях он очень выручает. В целом же нужно понимать, что для посадки на автопилоте существует много ограничений. Например, если полоса слишком мокрая или снежная, или при сильном боковом ветре.
«Утверждение, что автолэнд нужен только в том случае, когда за штурвалом сидит плохой пилот, неверно. Он оказывает огромную помощь командиру корабля, когда видимость лишком низкая для посадки в ручном режиме, как часто бывает туманным утром», — отмечает пилот.
Он также обращает внимание на то, что с технической точки зрения верно, хоть и не совсем корректно, сказать, что «посадка запрещена, если видимость ниже определённого предела». Это зависит от типа воздушного судна и конкретной авиакомпании. Причем эта цифра важна не для непосредственно приземления, а уже для руления с взлетно-посадочной полосы. Пилот также отмечает, что, к примеру, в его компании нет никаких требований к видимости того, что находится рядом с ВПП. На высоте 30 метров (так называемой «высоте принятия решения») экипаж в последний раз проверяет, что системы работают корректно, и продолжает заход. Для ручной посадки правила гораздо сложнее, но в целом требуется видимость около 800 метров. Поэтому в ситуациях, когда видимость от 800 до 200 метров, и совершить посадку «на руках» невозможно, то приходится садиться на автомате.
«Если вы пассажир в салоне и интересуетесь, была ли посадка произведена на автопилоте, то вероятнее всего нет, если только за бортом не стоит сильный туман», — комментирует пилот.