Всего в мире в 2018 году было 5,6 млн электромобилей. В России их 8 000. Это капля в море по сравнению с почти миллиардным мировым автопарком. Но так было не всегда, да и ситуация, благодаря новым законам, изменится. В частности, в прошлом сентябре в Норвегии продажи бензиновых и дизельных автомобилей упали до 25% от всех новых автопродаж. Разбираемся, когда мы сможем заправлять свои машины от розетки?
🕰️ История
🔹 Впервые электричество было использовано для создания транспортного средства в 1841 году, за двадцать лет до появления первого двигателя внутреннего сгорания. Хотя это была всего лишь тележка.
🔹 В 1900 году большинство машин на улицах Нью-Йорка были электромобилями. Власти таким образом пытались справляться с большой проблемой — лошадиным навозом.
🔹 Первые рекорды скорости ставили электромобили: 105 км/ч в 1899 году и немногим позже — 130 км/ч. Если говорить о дальности, то электромобиль «Борланд Электрик» проехал 167 км.
🔹 В бою с двигателями внутреннего сгорания электромобили проиграли доступным Ford, а также из-за снижения стоимости топлива и создания электрического стартера, до которого завести ДВС было физически тяжело.
🔹 В 1970-е годы интерес к электромобилям снова возник из-за обострившихся экологических проблем.
Интересные факты
🔸 В 1889-1899 годах инженер Ипполит Романов сделал первый русский двухместный электромобиль: скорость — до 35 км/ч, заряда батарей хватало на 60 км, система рекуперации заряжала аккумуляторы во время торможения. Также он сделал четырёхместный электромобиль и… омнибус на 17 человек. Но чиновники запросили залог в 5 тысяч рублей для запуска 10 маршрутов.
🔸 В 1930-х в СССР построили электромобиль на базе ГАЗ-А и аккумуляторный мусоровоз, способный перевозить почти две тонны мусора со скоростью 24 км/ч на сорок километров. В 1940-1950-х московская и ленинградская почта возили посылки на электромобилях НАМИ-ЛАЗ.
🔸 В компанию Arrival, которая производит электромобили в том числе для британской почты, инвестировали $111 млн в 2020 году Hyundai Motor и Kia Motors. Стартап основал бывший руководитель оператора Yota Денис Свердлов в Лондоне.
🔋 Источники питания
Под термином электромобиль имеется в виду автомобиль, у которого для привода ведущих колес используется электрическая энергия, получаемая от химического источника тока. О.А. Ставров
🔵 Свинцово-кислотные аккумуляторы. Используются в автомобилях уже сотню лет — сначала как источники питания, затем — для подачи питания стартера во время запуска двигателя.
🔵 Литий-ионные батареи. Такие же используются в смартфонах. Плюсы: плотность накапливаемой энергии и большой срок эксплуатации. Главный минус — небольшой температурный диапазон: на морозе возникают проблемы с зарядкой, хотя учёные уже предложили решение.
🔵 Алюминий-ионные аккумуляторы. Алюминий повышает безопасность использования батарей. В Китае работают над аккумулятором, который выдержит до 250 тысяч перезарядок.
🔵 Литий-серные батареи. Ёмкость вдвое выше по сравнению с литий-ионными, стоимость изготовления ниже, рабочий диапазон температур — выше. Недостаток — небольшое количество перезарядок.
🔵 Водородные топливные элементы. При их работе в воздух выделяется лишь водяной пар, это вписывается в концепцию «нулевых выбросов углекислого газа».
📃 Препятствия
🚫 Малый запас хода. У Tesla Model S Long Range Plus запас хода составляет 600 км. У других этот показатель сильно меньше, но и его бы хватало, если бы зарядок было столько же, сколько автозаправок.
🚫 Инфраструктура. Россия по степени готовности к электромобилям занимает 2 место с конца. В стране всего 150 зарядных станций, а нужно не менее 1000 в Центральной России.
В 2020-2025 вступают в силу новые правила экономичности двигателя на японском, китайском рынках и рынке Евросоюза. А учитывая, что на Китай приходится 30% всех автопродаж, это, скорее всего, изменит баланс сил в пользу электрокаров во многих странах.
Подписывайтесь на телеграм-канал Дока Брауна, чтобы первыми читать узнавать о знаковых новостях венчурного рынка и новых технологиях.