Найти тему

Одна маленькая ленточка

На выставке «Пыль чужих дорог» есть георгиевская ленточка с матросской бескозырки «ЦЕС. ГЕОРГІЙ». Она использовалась в качестве декора на планшете с погонами и была обнаружена в ходе размонтирования планшета. Обычная трёхцветная лента, однако история у неё отнюдь не обычная.

Трехпалубный почтово-пассажирский пароход «Цесаревич Георгий» был спущен на воду в Ньюкасле (Великобритания) в 1895 г. Технические характеристики: длина – 90,8 м, ширина – 11,3 м, осадка – 5 м; грузоподъемность – 560 т; скорость – 13,5 узлов; экипаж – 42 человека. В 1896 г. судно передано в Россию и названо в честь наследника цесаревича великого князя Георгия Александровича (1871–1899).

-2

Оно принадлежало «Русскому Обществу пароходству и торговли», обслуживало Крымско-Кавказскую линию, портом приписки являлась Одесса.

«Цесаревич Георгий». Примерно 1907 г. Фото из собрания Лемачко Б.В. С сайта fleetphoto.ru
«Цесаревич Георгий». Примерно 1907 г. Фото из собрания Лемачко Б.В. С сайта fleetphoto.ru

20 сентября 1906 года пароход был захвачен в море, поблизости от Сухуми, группой вооруженных людей. Добычей их стали перевозившиеся на борту деньги в размере 16 тысяч рублей. По одной из версий организатором и активным участником нападения являлся И.В. Джугашвили (Сталин).

Мирная жизнь «Цесаревича Георгия». С сайта myekaterinodar.ru
Мирная жизнь «Цесаревича Георгия». С сайта myekaterinodar.ru

Мирная – относительно, конечно, мирная – жизнь парохода закончилась в 1914 году. С началом Первой мировой пароход был зачислен в состав Черноморского флота и переоборудован в минный заградитель.

«Цесаревич Георгий». Фото из собрания Бережного С.С. С сайта fleetphoto.ru
«Цесаревич Георгий». Фото из собрания Бережного С.С. С сайта fleetphoto.ru

После Февральской революции «карьера» судна менялась стремительно. В мае 1917 г. он переименован в «Георгий», в декабре того же года перешел в подчинение Румчероду (пробольшевистскому правительству Центрального исполнительного комитета Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одессы), в июне 1918 г. переименован в «Рылеев»; в том же месяцев интернирован Германией (вместе с другими судами Черноморского флота), затем интернирован странами Антанты, а в апреле 1919 г. передан в состав Черноморского флота Вооруженных сил Юга России, после чего его вновь переименовали в «Цесаревич Георгий». Новый экипаж состоял в основном из учащейся молодежи Армавира, Екатеринодара, Керчи и Ялты. Командиры: старший лейтенант Н.Н. Машуков (1919 г.), капитан 2-го ранга М.В. Домбровский (1920 г.).

Эвакуация Одессы. С сайта grad.ua
Эвакуация Одессы. С сайта grad.ua

В феврале 1920 г. судно принимало пассивное участие в эвакуации Одессы, а в мае того же года было разоружено. «Цесаревич Георгий» входил в состав Русской эскадры, и в 1921 г. доставил раненых и больных военнослужащих Русской армии из Константинополя в Бизерту (Тунис). В 1922 г. Его приписали к Compagnie Russe de Navigation a Vapeur et de Commerce (г. Марсель, Франция) и переименовали в Cezarevitch George.

В 1928 г. корабль был списан и утилизирован (разрезан).

До 14 марта 2021 года в Музейном центре "Палаты" будет работать выставка "Пыль чужих дорог", посвящённая столетию Русского исхода.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!

Будьте в курсе наших событий! Заходите и присоединяйтесь по ссылке к нашему телеграм-каналу: ВСМЗ.