Сэр Джордж Кэли и первый современный самолет.
Сэра Джорджа Кэли впервые назвали «отцом самолета» в 1846 году. В последние годы прошлого века он начал первые тщательные исследования физики полета и позже сконструировал первый современный аппарат тяжелее воздуха. Среди его многочисленных достижений наиболее важный вклад в аэронавтику включает:
- определение принципов полета тяжелее воздуха;
- научное понимания принципов полета птицы;
- проведение научных аэродинамических экспериментов, демонстрирующих сопротивление и обтекаемость, движение центра давления и увеличение подъемной силы от искривления поверхности крыла;
- определение конфигурации современного самолета, состоящего из неподвижного крыла, фюзеляжа и хвостового оперения;
- демонстрации пилотируемого, планирующего полета.
Первым нововведением Кэли было изучение фундаментальной науки о подъемной силе. В 1799 году он изложил концепцию современного самолета как летательного аппарата с неподвижным крылом с отдельными системами подъемной силы, движения и управления.
В 1804 году Кэли сконструировал модель планера, которая была первой современной летающей машиной тяжелее воздуха, имеющей компоновку обычного современного самолета с наклонным крылом вперед и регулируемым хвостовым оперением сзади и стабилизатором.
В 1809—1810 годах в журнале Nicolson’s Journal of Natural Philosophy был напечатан труд Джорджа Кейли в трёх частях «О воздушной навигации» (On Aerial Navigation) — первая в мире опубликованная научная работа, содержащая первоосновы теории полёта планера и самолёта. В нем он написал первую научную формулировку проблемы: «Вся проблема ограничена этими пределами, а именно: заставить поверхность поддерживать заданный вес путем приложения силы к сопротивлению воздуха». Он определил четыре вектора силы, которые влияют на самолет: тяга, подъемная сила, лобовое сопротивление и вес, а также выделил в своих конструкциях стабильность и управляемость.
В 1843 году Джордж Кейли опубликовал проект конвертоплана с четырьмя дискообразными несущими поверхностями, которые, будучи разрезаны на сегменты, должны были на режимах взлёта и посадки превращаться в несущие винты.
В 1848 году он продвинулся достаточно далеко, чтобы сконструировать планер в форме триплана, достаточно большого и безопасного, чтобы нести ребенка. Был выбран местный мальчик, но его имя не известно.
В 1852 году он опубликовал проект полноразмерного пилотируемого планера или «управляемого парашюта», который можно было запускать с воздушного шара, а затем сконструировал версию, способную запускаться с вершины холма, на которой первый взрослый летчик пересек Бромптон Дейл в 1853 году.
Незначительные изобретения включали двигатель с резиновым приводом , который обеспечивал надежный источник энергии для исследовательских моделей. К 1808 году он даже заново изобрел колесо, разработав колесо с натянутыми спицами, в котором все сжимающие нагрузки воспринимаются ободом, что позволило создать легкую ходовую часть.
В честь Джоржда Кейли названы жилые и учебные корпуса Халлского университета и Университета Лафборо, а также планерный клуб в Йоркшире.