В этой статье я расскажу о своем любимом направлении - "Dual Big Segment" - так называет его мировой рынок, а в России его можно объединить под понятием: "Туристический Эндуро".
Я думаю вы сразу поняли о чем я. Практически любой мотоциклист, даже не имеющий прав категории "А" и мотоцикла как такого, крикнет с дивана: "Гусь!" И будет прав.
Для всех остальных, объясним кто такой "Гусь", и почему у него такая бешеная популярность, да и узнаваемость не меньше, чем у "The Beatles".
"Гусь", он же BMW Motorrad R1250GS - это самый продаваемый в мире мотоцикл в этом сегменте.
Свое прозвище мотоцикл получил за игру с буквами ГС - GS (Gelande/ Strasse - т.е. Грунт/ улица - отражающее двойственность использования), а также за характерный "клюв".
В этом году, 2020 - м, GS празднует свой юбилей - 40 лет. Увидеть юбилейную ливрею, почитать технические характеристики, а также долгую и насыщенную историю можно на официальном сайте производителя в России.
Уделив должное внимание отцу основателю и лидеру класса, вернемся непосредственно к самому сегменту.
Как и на любом высококонкурентном рынке, в "Тур Эндуро" большое количество сильных игроков. Каждый уважающий себя производитель имеет в своей продуктовой линейке мотоцикл двойного назначения:
BMW Motorrad, Honda, KTM, Yamaha, Ducati, Kawasaki, Suzuki, да что уж говорить,- Harley-Davidson пихается локтями в 2021 год с проектом "Pan America". Как разобраться в этом обилии внешне похожих мотоциклов, и минимизировать распространенную ошибку потребителя "Мои обманутые ожидания"?
Я вижу основную проблему правильного выбора в двух аспектах:
1. Отсутствие опыта вождения мотоцикла не только на бездорожье, но зачастую и на асфальте.
2. Как следствие из пункта 1 - отсутствие понимания какие качественные или количественные характеристики, нужны именно вам. Что позволит раскрыть потенциал мотоцикла, а что поможет вырасти вам как пилоту? Ведь управление мотоциклом сравни всаднику и лошади: 50% может он, но 50% должны уметь и вы.
Рост продаж "Туристических Эндуро", закономерно увеличивает спрос клиентов и на обучение, и на туризм в нашей стране. Что радует.
Итак, вы прошли тренинг в именитой "Академии Эндуро", или позанимались с международным сертифицированным инструктором, или посмотрели обучающий ролик на YouTube. Теперь то вы уж точно понимаете во что ввязались, и бьете копытом в сайты производителей, сгорая от нетерпения стать обладателем того самого, большого и с большим передним колесом.
Но пару часов спустя, вы обнаруживаете, что тех самых много, они все разные и вообще ничего не понятно. У того электронная ручка газа, и у этого, а покупают больше тот. У этого хода подвесок больше чем у остальных, а запас хода меньше?... У этого 21-ое спереди и 18-ое сзади, а берут в основном 19-ое и 17-ое... Спокойно, сейчас разберемся.
Дорожная карта в мире "Тур Эндуро"
Сначала распределим все мотоциклы на четыре субсегмента:
- Кроссоверы
- Универсальные Туристы
- Эндуро-путешественники
- Охотники за приключениями
Кроссоверы
Это результат слияния "спорт байка" и "Туриста двойного назначения":
- Исключительная управляемость на дороге, при этом в разы большая, нежели у спорта, вместительность для багажа.
- Повышенный комфорт и обилие туристического оборудования.
Зачастую они имеют небольшой клиренс в угоду шоссейному использованию. Могут ехать по сухой грунтовой дороге, но не более того.
Характерные черты:
- Переднее колесо 17"
- Высота сиденья 820 мм
- Объем топливного бака 20 литров
- Хода подвесок 150 - 175 мм
- Позиция пилота вертикальная
- Подножки алюминиевые, со съемными демпферами
- Клиренс 150-175 мм
- Диски литые алюминиевые
- Покрышки дорожные
Универсальные Туристы
Это мотоциклы двойного назначения, которые предлагают:
- Хорошую управляемость на дороге
- Легкие внедорожные возможности
Обычно используются с полной нагрузкой и пассажиром, либо для каждодневных поездок на работу. Очень редко выбираются на бездорожье.
Характерные черты:
- Переднее колесо 19"
- Высота сиденья 850 - 870 мм
- Объем топливного бака 20 литров
- Хода подвесок 170 - 180 мм
- Позиция пилота вертикальная
- Подножки алюминиевые, со съемными демпферами
- Клиренс 185 мм и больше
- Диски литые алюминиевые (опционально спицованные)
- Покрышки дорожные (опционально универсальные)
Эндуро Путешественники
Это мотоциклы сочетающие:
- Больший запас топлива в спец версиях
- Внедорожные возможности
Обычно больше чем Универсальные Туристы, лучше защищены от падений, полностью оснащены внедорожным оборудованием, "на спицах".
Характерные черты:
- Переднее колесо 19"
- Высота сиденья 850 - 870 мм
- Объем топливного бака 30 литров
- Хода подвесок 180 - 220 мм
- Позиция пилота вертикальная / стойка
- Стальные эндуро-подножки
- Клиренс 190 мм и больше
- Диски спицованные
- Покрышки "шашка"
Охотники за приключениями
Коктейль для знатоков:
- Отличные внедорожные способности
- Приемлемая управляемость на дороге
Они полностью оснащены и ориентированы на бездорожье. Больше защиты, меньше комфорта, если сравнивать с Универсальным Туристом. Лучше не использовать для путешествий с багажом и пассажиром, небольшой запас хода.
Характерные черты:
- Переднее колесо 21"
- Высота сиденья 850 - 910 мм
- Объем топливного бака от 15 литров
- Хода подвесок 220 - 240 мм
- Позиция пилота вертикальная / стойка
- Стальные эндуро-подножки
- Клиренс 230 мм и больше
- Диски спицованные
- Покрышки "шашка"
Теперь распределим субсегменты на карте:
Внимательно посмотрите на график и определите зону своей предполагаемой эксплуатации.
Подумайте, будете ли вы ездить на мотоцикле только в дальние путешествия, или же вам по душе каждодневные поездки, а загород вы выбираетесь не чаще одной поездки в месяц? Может оппозит "не едет" и вам нужна активная динамика, а из бездорожья - 2 км грунтовки до дачи? Или вы устали от асфальта, опыт позволяет,- и тогда транспортная компания увезет мотоциклы до Алматы, а там уж вы раскроете потенциал Офф-Роад Туризма?
Когда хорошенько поразмыслите, возьмите фотографию мотоцикла, о котором мечтали и проверьте - помещается ли он в выбранную вами область?
Если конфликт на лицо, может стоить обратить внимание на другую модель?
И помните, это всего лишь рецепт подобрать технику к вашим потребностям. За опыт и навыки ответственны только вы, поэтому учитесь, тренируйтесь и радуйтесь все новым и новым возможностям Эндуро Туризма.