Весь
«Как образчик исторических курьёзов, я приведу ещё «народец весь», который образовался от выражения «весь народ». Так Стриттер при исчислении Олегова войска вместо «все кривичи» читает «весь и кривичи». Н. Морозов.
Так есть ли такой народ – веси? Или Олег в своём войске использовал только кривичей, причём всех? И кривичи и веси (если они были) были в составе славянских племён и располагались по соседству друг относительно друга, и не далеко от Новгорода, откуда Олег и вёл своё войско на Киев изгнать дружины Аскольда и Дира. Как сказано в «Повести временных лет» в сообщении за 882 г., когда «Олег отправился в поход и взял с собой много воинов; варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь, и пришёл к Смоленску и взял город». Вслед за этим он со своими варягами убил таких же варягов – Аскольда и Дира, и вошёл в Киев. И хоть подобные разборки между собой дело обыденное для средних веков, тем не менее, это подтверждает тот факт, что варягами назван не какой-то народ, а воинское подразделение, наёмная дружина.
Н. Морозов, своим отрицанием народа «веси», ввёл сумятицу в дружные ряды переписчиков от истории. Ну, не было интернета во времена Морозова, а так бы он узнал, что арабы торговали с Весями ещё в X веке.
Обратимся к Энциклопедии, где написано:
Название народа «Весь» связано с прибалтийско-финскими племенами, что обитали примерно с VII века до н.э. до VII века н.э. на территории современных Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей России. Об этом говорят археологические данные остатков найденных поселений веси, которые связывают с так называемой дьяковской археологической культурой. Название это археологические находки получили по Дьякову городищу у села Дьяково (город Москва, на современной территории музея-заповедника Коломенское).
Итак, согласно компетентным источникам, все москали это потомки финно-угров, которых они перебили, согласно заветам основателя русского государства. Кстати, уже очень многие русские исследователи пишут, что вся русофобская брань на русскую историю была взята им из учебников, изданных именно российскими историками.
Множество упоминаний о веси содержатся в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве булгар ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921 – 922 гг. В своих записях он трижды упомянул о веси, называя их со слов царя булгар «вису». «Царь рассказал мне, что за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть народ, называемый вису. Ночь у них менее часа. Жители этой страны мне сообщили, что когда бывает зима, то ночь делается по длине такой же, как летний день. У них много купцов (у булгар), которые отправляются в страну вису, и привозят соболей и чёрных лисиц».
Сведения ибн Фадлана дополняются свидетельствами другого арабского путешественника Абу Хамида ал-Гарнати (иногда его называют также ал-Андалуси, скорее всего европейский шпик из Андалузии), который писал: «А у него (Булгар) есть область, жители которой платят харадж (дань), между ними и Багдадом месяц пути, называют её Вису. А день там летом 22 часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров. А за Вису на море мраков есть область, известная под названием Йура (Югра).
Далее ал-Гарнати сообщил подробности торговли веси и булгар.
«А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгары везут их в Вису, где водятся бобры. Затем жители Вису везут их в Йуру, и её жители покупают их за соболиные шкурки, и за невольниц и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море мрака».
Югрой в старину называли земли между рекой Печорой и Северным Уралом. Югрой называли также древнее население этих земель финно-угорской народности, сохранившейся в лице вогул и остяков. Остяков потом стали называть ханты по их самоназванию (хантэ - человек), а вогулов стали звать манси, также по самоназванию: манси махум (манси народ).
Ал-Гарнати описал и внешний вид веси, представителей которых он видел в Булгаре во время зимы: «Красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лён, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, вывернутых мехом наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячности и темперамента, объясняющегося тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мёд».
Письменные источники X – XIII в. позволяют сказать, что народ веси был хорошо известен во многих странах мусульманского Востока. Карамзин писал в примечаниях к своей «Истории Государства Российского»; «Весь, меря, мурома, наконец, обратились в славян».
Но последнее слово мы предоставим А. Клёсову: «Современный первопредок гаплогруппы R1a1 восточных славян, жил 5000 + 200 лет назад. Славяне двигались на Среднерусскую равнину с запада – с Дуная, с Балкан, с Карпат. Угро-финны, они же уральцы, они же алтайцы, двигались по своей дуге с северо-востока, а ранее с юга Сибири. И так получилось, что они сошлись на северо-востоке в районе будущих Новгорода-Иваново-Вологды, и образовали союз, ставший угро-славянским, а потом и русским в первой половине первого тысячелетия нашей эры, а возможно и ранее. По оценкам, восточных славян было вчетверо больше, чем угро-финнов. Так или иначе, особой вражды между ними не было, была мирная ассимиляция».
Весью называли один из древних народов, обитавших в северной части Российского государства. Весью этот народ называли ильменские словене. Так же как и самих славян южные славяне (хохлы) называли финно-уграми, так и словене ильменские приписывали весям – чудское происхождение. Недоказанное историками сродство названия этого народа с названием «Водь», даёт возможность полагать, что они обитали на западе до Ладожского озера и реки Волхов. Согласно летописям, племя по имени «Весь» обитало в районе Белого озера на территории современной Вологодской области. Предполагается, что этот народ известен был арабам X –XIV веков под именем «Вису», жившего к северу от Волжско-Камской Булгарии и соседствовавшего с Югрой, как в старину называли земли между Печорой и Северным Уралом. Югрой также называли древнее население этих земель финно-угорской народности, сохранившейся в лице вогул и остяков. Остяков потом стали называть ханты, а вогул – манси. Булгарские купцы торговали с народом Весь, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Потомками Веси считаются современные Вепсы и, предположительно, карелы. Эти изменения Веси в Вепсов, также как и вогулов в манси, не случайны. Чтобы понять образование народов и местностей, мы обратимся к специалисту по топонимике В. В. Богданову.
«Язык древних ариев изначально состоял из слогов, представляющих духов мест, рек, животных, света, солнца и т. д. Одной из главных задач при исследовании древних эпох является установление духов регионов и рек. Область, в которой замечено в топонимике присутствие корней данного божества, находилась под своеобразной охраной этого божества. Чтобы не портить с ним отношения, жившие в этой местности племена ассоциировались с ним тем, что включали слог, обозначающий самого духа, в самоназвание своих племён. При этом пропадали многие корни, происходила замена одних корней на другие, а в некоторых случаях название менялось полностью.
Древние арийцы не меняли место обитания без причины. Они чувствовали себя неуверенно в тех местах, которые были под властью другого духа. Если обстоятельства вынуждали их селиться в другом месте, то они обязательно вводили корень, обозначающий этого духа в своё название. Чаще всего этот корень помещался в конце, но не всегда. Если они были в подчинении у нового народа, то корень этого народа ставился вначале.
Получается, что вепсы или веси, это могли быть вены (венеты), которые прибавили себе корень северного (сибирского) духа – «Си», и стали «Ве-си.
Кстати, русы, после того как освоили сибирские просторы, прибавили к своему имени ещё одну букву «С», и стали Русскими. До того они во всех документах числились русами.