1 декабря умерла президент музея имени Пушкина Ирина Антонова. Ей было 98 лет.
Ирина Александровна Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 г. в семье судового электрика, а позже директора Института экспериментального стекла Александра Антонова и выпускницы Харьковской консерватории по классу фортепиано Иды Хейфиц.
В 1929 году отца направили на работу в Германию. Ирина с родителями прожила там до 1933 года. За это время она освоила немецкий язык, прочла в оригинале Гете, Гейне, Шиллера. Сразу после прихода к власти нацистов семья Антоновых уехала в Союз.
В школе Ирина училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ, но любовь к искусству оказалась сильнее, и Ирина Антонова стала студенткой ИФЛИ. Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей искусства вышли из его стен. С началом войны вуз закрыли, а факультеты присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ около года, Ирина стала студенткой университета. Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале. В 1945 году закончила университет и была приглашена на работу в Музей имени А.С.Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой Ирина училась. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961-го по июль 2013-го Ирина Александровна была директором музея, после чего стала его президентом.
Личная жизнь Президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антоновой всегда была тайной за семью печатями.
В 2011 году ушел из жизни муж Ирины Антоновой – доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, заведующий сектором классического искусства Государственного института искусствознания Евсей Ротерберг. Они прожили в браке 64 года.
В одном из интервью Ирина Александровна призналась, что они с мужем долго ждали рождения ребенка, а когда угасла последняя надежда, на свет появился Борис. В 6 лет мальчик заболел, недуг победить не удалось и сегодня Борис Евсеевич Ротенберг прикован к инвалидному креслу.
Антонова никогда не называла его точный диагноз, лишь однажды обмолвившись, что надеется на появление человека, который позаботиться о Борисе, когда ее не станет... Увы, теперь Борис остался один.