Брекзит сделал возможным ускоренную регистрацию в Великобритании вакцины от коронавируса, разработанную американской компанией Pfizer и германской BioNTech. При этом в самом Евросоюзе вакцина до сих пор не зарегистрирована, несмотря на то, что она разработана учёными из ФРГ и производится в Бельгии. Препарат всё ещё проходит стадию испытаний, поскольку процедура здесь более строгая.
Окончательная ясность с разрешением вакцин от Pfizer-BioNTech и Moderna наступит лишь в конце этого – начале будущего года. Тем временем ещё одна вакцина, разработанная AstraZeneca, была серьёзно скомпрометирована новостями о фальсификации результатов испытаний.
Коварный Альбион выиграл гонку крупных капиталистических держав, которые на протяжении нескольких месяцев вели негласную войну за создание первых доступных вакцин. Сначала власти Великобритании – страны с населением 66 миллионов человек – направили нескольким транснациональным корпорациям предварительные заказы на более чем 350 миллионов доз (и дополнительно ещё на 150 миллионов), то есть в четыре с лишним раза больше, чем необходимо на всех жителей страны из расчёта по две дозы на человека. Затем появилась информация о том, что эта страна первой из государств Запада утром 2 декабря выдала разрешение на экстренное использование первой вакцины от Covid-19, разработанной американской лабораторие Pfizer и германским стартапом в сфере биотехнологий BioNTech.
«Фантастическая» новость, с удовлетворением заявил глава правительства консерваторов Борис Джонсон. Генеральный директор компании Pfizer Альберт Бурла объявил о наступлении «исторического момента в борьбе с Covid-19». По словам британского министра здравоохранения Мэтта Хэнкока, первые 800 000 доз из 40 миллионов, предварительно оплаченных властями Соединённого Королевства, будут доставлены с производственного объекта, расположенного в Бельгии, и подготовлены к использованию уже на следующей неделе.
Тори в припадке национализма объяснили столь быструю регистрацию вакцины выходом страны из ЕС. Тем временем эксперты европейского регулирующего органа на следующий день пообещали дать ответ на запросы о разрешении препаратов, полученные от Pfizer-BioNTech и его конкурента, компании Moderna, «не позднее» конца декабря–начала января 2021 года. «Все осуществляют одни и те же проверки безопасности, проводят одни и те же процедуры, но, благодаря Брекситу, мы сумели их ускорить», – с гордостью сообщил Мэтт Хэнкок. Его коллега Алок Шарма, занимающийся развитием бизнеса в стране, высказался в том же духе и чуть ли не дал понять, что это его страна подарила миру спасительный волшебный эликсир: «В ближайшие годы мы будем вспоминать этот момент как день, когда Великобритания возглавила борьбу человечества с этой болезнью».
Долгожданная вакцина другого производителя, компании AstraZeneca, была скомпрометирована предоставлением сфальсифицированных позитивных данных о её эффективности. Но есть и другое обстоятельство, которое должно опечалить непосредственно британцев: в научном сообществе получил широкую огласку тот факт, что все транснациональные корпорации сделали громкие заявления о вакцине, не опубликовав полный комплект протоколов и исчерпывающие результаты клинических испытаний.
2 декабря Европейское агентство по медикаментам открыто подвергло сомнению валидность ускоренной процедуры регистрации, проведённой в Великобритании, ввиду её недостаточной прозрачности. «Мы полагаем, что условное разрешение на вывод на рынок является наиболее подходящим механизмом регулирования в экстремальных условиях нынешней пандемии, – цитирует экспертов агентство Reuters. – Такое разрешение основывается на большем количестве доказательств и проверок, чем срочная процедура, к которой прибегли в Великобритании».