Некоторые примеры того, как святые оберегались от отчаяния.
Отчаяние возникает в следующих основных ситуациях:
- Когда слишком заплутал и заблудился человек в худой жизни, видит худое, но не понимает, не видит выхода, приходит отчаяние. (Пример, преп. Марии Египетской, преп. Ефрема Сирина, Опты- Макария и других)
- Увлечение безмерными подвигами по своей, а не Божьей Воле. Человек неразумно и слишком много берет на себя геройства (Пример, преп. Силуана Афонского по подвигам, преп. Тихона Задонского, аввы Евагрия по высокоумию).
- Когда к человеку приходят, неожиданно и сразу, множество напастей, наваливается одновременно множество бед, хотя он и вел жизнь добродетельную (Пример, библейского Иова, преп. Антония Великого, Макария Великого, Иоанна Дамаскина, старца Иоанна Крестьянкина, преп. Афанасия (Сахарова) и др). Не делал человек злого, делал доброе, а зло приходит, наваливается разом и беспощадно.
Что делали святые и праведные для одоления отчаяния?
Например:
- Когда напало отчаяние на преп. Антония Великого от большого числа напастей, к которым он не был готов, как он поступил?
- Или когда преп. Силуан Афонский, совершая множество подвигов (пост, бдение, непрестанная молитва), вроде бы должен был получить от Бога благо, а становилось ему еще хуже, что сделал?
- Когда праведному Иову на которого навалились беды, приведшие его в отчаяние, хотя он ничего худого не делал, как он поступил?
Случаи разные, а способ один.
Крепко «вцепились» люди эти в Бога и взмолились всем существом своим к Нему. Это был миг торжества добродетели их веры (доверия Богу, что Он и только Он поможет им. И поможет обязательно!
Ни сами смогут, ни другие люди помогут, ни обстоятельства сложатся, ни Храм исцелит, а только Бог поможет)
В этот момент они были спасены и помилованы Богом. В этот момент особо чувствовали единство с собой и Богом. Это великий момент торжества. Отчаяние не погубило их, но подтолкнуло всей душой обратиться к Богу за помощью:
- Не с требованием-ультиматумом,
- не со злобой, яростью, бешенством,
- не с упадничеством, и тем безволием, в котором человек готов на все,
- но с внутренним мощным призывом о помощи, с упованием на Бога, как на свою главную надежду.
В случае преп. Антония Великого, Бог отогнал напасти, ничего не сказав, показав этим Свою Любовь и Заступничество.
В случае преп. Силуана Афонского Бог отогнал напасти и дал подсказку, чтобы правильно вразумить. (Об этом случае есть статья на этом канале).
В случае праведного Иова, явился Сам, и показал красоту, созданного Им мира, напомнив о нем, и отблагодарив Иова за верность его, подарил многим больше утерянного (Библейская Книга Иова, есть также авторская поэма «Баллада об Иове» по мотивам этой книги).
Как именно поступит Бог и что подаст в ответ – не знает человек. Дела Господни неисповедимы. Не хватит человеческих способностей спрогнозировать действия Великого Творца и Спасителя. Стоит дождаться Его ответа. Богообщение - всегда диалог человека с Богом.
Не стоит, еще раз подчеркну слова Святых Отцов, доводить себя до такого экстремума.
И вот почему.
Для любви к Богу и Бога, этой горней добродетели, важна не экстремальность и краш тесты. Не ждет от человека Бог унижения, самоподавления, его ползания подобно червяку, его боли и страданий, чтобы помиловать. Человек сам себя гонит в эти состояния, поддаваясь на злые внушения, самое худое из которых - внушение об отчаянии.
Вот, что подметил опытный подвижник благочестия преп. Иоанн Лествичник:
«прежде нашего падения бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после жестоким (Лествица сл.5, 31)».
Не стоит поддаваться на эти нечистые ловушки.
Зная главное: Бог есть Любовь, есть Спаситель.
Бог дал человеку разум и сердце, чтобы внимал Ему и волю, чтобы следовал Словам Божьим в обычных, повседневных жизненных ситуациях. Он ждет внимания, разумения, понимания, желания жить по- Божьему, выборов человеческих по такому желанию.