Найти тему

Почему крупные проекты всегда дорожают в разы. Ошибки государства

Тема повышения эффективности вложений бюджетных средств в объекты капитального строительства снова входит в основную повестку российской власти. И это не случайно. В условиях дефицита бюджета власть стремиться оптимизировать расходы, которые в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, порой, вырастают в разы. А ведь строительство названо одним из драйверов роста экономики и выхода страны из кризиса. Об этом и не только статья нашего постоянного эксперта, исполнительного директора ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павла Мельникова.

За постсоветский период был накоплен определенный опыт реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в сфере энергетики, транспорта, развития территорий. Какие-то проекты так и остались на бумаге, например, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва–Санкт-Петербург. Другие получили широкую известность, например, подготовка к Олимпиаде в Сочи и Крымский мост. Третьи тяжело реализуются, например, ЦКАД в Московской области. Четвертые получили скандальную известность, например, строительство Газпром-Арены в Санкт-Петербурге, которое осуществлялось в период с 2004 по 2017 и где первоначальная смета с 6,7 млрд руб. выросла до 43 млрд рублей. Пятые прошли тихо и незаметно, но дали существенный эффект, например, реконструкция транспортных развязок и создание малого железнодорожного пассажирского кольца Москвы. Про шестые обыватель уже и не помнит, например, подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в России (строительство и реконструкция стадионов). Седьмые ждут реализации или принятия необходимого для этого решения, например, автомобильная дорога Москва-Казань, Сахалинский мост и высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Сочи.

Как правило, под каждый из этих проектов государство создавало институт развития и специальный правовой режим. Однако по завершению реализации проекта такие институты чаще всего ликвидировались, например, ФКУ Дальневосточная дирекция (подготовка саммита АТЭС во Владивостоке), или ГК Олимпстрой (подготовка к олимпиаде в Сочи), или ФГУП Спорт-Ин (ЧМ по футболу 2018). Оставшиеся стали предметом пристального внимания проверяющих и контролирующих органов, например, ГК Автодор (строительство ЦКАД).

Автор не встречал еще комплексного исследования отечественного опыта реализации крупнейших строительных проектов. Наглядные результаты очевидны, но вот управленческий опыт, организационные практики, финансово-экономические результаты остались не известны широкой публике. А ведь, как правило, такие проекты сопровождаются переносом сроков ввода в эксплуатацию, проектными и организационными ошибками, ростом сметы, перерасходом средств, сложным межведомственным взаимодействием, правовыми коллизиями.

На примере сочинской олимпиады

Не претендуя на всестороннее исследование, автор хотел бы обратить внимание на проект подготовки к зимним олимпийским играм 2014 в Сочи.

Проект имел различные источники финансирования – федеральный и региональный бюджеты, средства корпораций, банковское кредитование Внешэкономбанка и Сбербанка. Объем затрат в инфраструктуру и объекты олимпиады, по оценкам ГК Олимпстрой, составил 1,524 трлн руб. При этом на инфраструктуру ушло более 80% затрат, в том числе РЖД потратил 359,1 млрд руб, Газпром 224,1 млрд руб. Реализация проекта осуществлялась в период 2006–2014 гг., первоначальные оценки затрат в 2007 составили 313,9 млрд руб. (ППРФ от 08.06.2006 №357).

Данная оценка общих затрат соответствует оценкам оппозиции, в частности Фонда борьбы с коррупцией. Согласно данным ФБК, финансирование на 96,5% было осуществлено за счет бюджетных средств (822 млрд руб. федерального бюджета и 33 млрд руб. бюджета Краснодарского края) и средств государственных компаний (343 млрд руб. госкомпании и 249 млрд руб. кредиты Внешэкономбанка).

Управление реализацией осуществлялось через Федеральную целевую программу по развитию Сочи как горноклиматического курорта (ППРФ от 29.12.2007 №991), с помощью которой координировались различные ответственные исполнители. Общую координацию строительства 230 объектов осуществляла ГК Олимпстрой.

Результаты подготовки к зимней олимпиаде в Сочи очевидны и бесспорны, ее проведение стало ярким успехом нашей страны. Однако по итогам реализации многие построенные объекты оказались невостребованными и постоянно требуют дополнительных затрат на свою эксплуатацию. Коммерческие объекты не окупились, произошло серьезное загрязнение окружающей среды, сохраняются строительные риски из-за размещения объектов в Имеретинской низменности.

Управленческие ошибки, нарушения и злоупотребления, превышения смет стали предметом рассмотрения Счетной палаты и прокуратуры, вывали критику со стороны оппозиции. Постоянные дополнительные соглашения к договорам подряда, затягивание сроков проектирования и согласования, создавали ситуацию, когда невозможно перепроектирование или удешевление сметной стоимости. Рост сметной стоимости, предоставленной на государственную экспертизу по основным объектам олимпиады, в среднем составил 271% (см. таблицу). Позже похожая ситуация наблюдалась при подготовке к Чемпиону мира по футболу 2018 в России.

Анализ завышения капитальных затрат на строительство олимпийских объектов для игр Сочи-2014 [Соколов А.А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпии?ских игр // За ответственную власть [Электронныи? ресурс]. – 16.08.2012. - Режим доступа: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi]
Анализ завышения капитальных затрат на строительство олимпийских объектов для игр Сочи-2014 [Соколов А.А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпии?ских игр // За ответственную власть [Электронныи? ресурс]. – 16.08.2012. - Режим доступа: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi]

Полный текст статьи читайте в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ