Найти тему
Михаил Светлов

Что такое марксизм?

Начать наше повествование о марксизме хотелось бы со строк одного из самых видных политических деятелей в истории человечества, выдающегося теоретика марксизма Владимира Ильича Ленина. «Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.»

Современные буржуазные социологи и экономисты видят в марксизме нечто такое, что отрицает всю предшествующую науку, заявляет о её неправильности и пытается создать новую картину мира, разделить общество на классы и устроить классовый тоталитаризм, сопровождающийся непримиримой классовой «резней». Однако, на поверку, выясняется, что знания о марксизме у таких «товарищей» крайне узки. Зачастую такие люди пытаются развенчать марксизм, изобретенный ими же самими в собственной же голове, и ничего не имеющий общего как минимум с ортодоксальным марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс). На самом же деле марксизм содержит в себе в снятом виде (Снятие — отрицание с удержанием; общефилософская категория) передовую науку на начало – середину XIX века, которая в свою очередь содержит в снятом виде всю предшествующую передовую науку. Все это можно назвать источниками марксизма, которые в свою очередь являются и его составными частями. Давайте назовем эти источники:

— немецкая классическая философия;

— английская политическая экономия;

— французский утопический социализм.

Давайте рассмотрим более детально каждый источник.

Говоря о философской составляющей марксизма мы прежде всего имеем в виду материализм. Который, в подтверждение наших слов о присутствии в снятом виде науки прошлых эпох в марксизме, начал зарождаться еще в античности. Греческие философы (Анаксимандр, Фалес, Анаксимен) развивали идею о том, что все, что нас окружает является движением мельчайших частиц, и никакие боги для этого движения не требуются. Так и развивался материализм до Маркса. Важно отметить, что материализм до Маркса зачастую являлся механистическим или вульгарным. Известные немецкие материалисты, такие как Фохт и Бюхнер распространяли идею о том, что «мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь».

Марксистский же материализм отходит от механистического и вульгарного материализма. Марксистский материализм называется диалектическим. Дело в том, что Маркс, будучи студентом являлся младогегельянцем, т.е. смотрел на мир с точки зрения объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, великого немецкого философа, ярчайшего представителя немецкой классической философии. Впоследствии, ознакомившись с работами Людвига Фейербаха, например, «Сущность христианства», Маркс «перевернулся с головы на ноги» (мы сознательно пишем так, поскольку советская формулировка Маркс «перевернул Гегеля с голову на ноги» не представляется нам верной, ведь Гегель так и остался Гегелем, перевернулся именно взгляд Маркса). Маркс соединил материализм с диалектикой Гегеля. Диалектика — это наука о противоречиях. А где и в чем содержатся противоречия? Везде и во всём. Диалектика является неотъемлемой частью философии, как науки о всеобщих закономерностях развития природы, мышления и общества. Диалектический подход, данный Гегелем в его работе «Наука Логики» (которую Энгельс именовал «компендием диалектики»; компендий – кратчайший путь, прямая дорога) прослеживается в главной работе Маркса «Капитал» и других работах как Маркса, так и Энгельса. Применив диалектический материализм к развитию общества, Маркс с Энгельсом установили, что «общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отражает экономический строй общества.» тем самым изобрели исторический материализм.

Исторический материализм является тем, что делает историю наукой. Объясним это положение. Наш мир познаваем лишь в силу того, что он закономерен. Подняв камень и разжав кисть, мы увидим, что камень упадет. Повторив это действие, мы увидим то же самый результат. И так до бесконечности. Это называется законом. Гегель определяет закон как «спокойное в явлении» (все движется и изменяется кроме закона, в соответствии с которым всё движется и изменяется). Чтобы что-то познать, необходимо открыть закон, в соответствии с которым происходит то или иное явление. Важным дополнением будет являться то, что диалектический материализм признает различия между законами, определяющими простые формы движения материи (физическую, химическую) и законами наиболее сложной формы движения материи, известной передовой науке — социальной.

Здесь и расходятся две «истории». Гражданская история, является ничем иным, как искусством, цель которой отобразить во всей конкретности ход событий, совершавшихся в общественной жизни отдельных стран и народов. История же как наука, руководящей нитью которой является исторический материализм, ставит своей задачей исследование исторического процесса. Другими словами, диалектически, наука история изучает сегодняшний день как продукт развития прошлого. Не стоит принижать ни одно направление исторической мысли. Гражданская история и научная история соотносятся между собой. Ведь именно гражданская история разрабатывает источниковую базу, дает нам труды, на основе которых научная история и выявляет закономерности. Без гражданской истории научная история просто-напросто не могла бы выполнять своих задач.

Применив диалектический материализм к истории, и открыв исторический материализм Маркс с Энгельсом пришли к выводу, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка. И главный труд Маркса «Капитал», упоминаемый нами ранее, является работой, посвященной изучению экономического строя современного, т. е. капиталистического, общества. Плавно мы подходим ко второй составной части марксизма — английской политической экономии. И опять же сложилась классическая политическая экономия до Маркса, в самой развитой капиталистической стране того времени — Англии. Адам Смит и Давид Рикардо виднейшие теоретики домарксистской политической экономии. Именно они положили начало трудовой теории стоимости. Их труды содержатся в марксизме в снятом и последовательно развитом виде. Таким образом, одно из главных положений марксистской политической экономии, трудовая теория стоимости, гласит: «стоимость всякого товара определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени, идущего на производство товара». Маркс сделал важное открытие — открытие прибавочной стоимости. «Наемный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание свое и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов.» Это краеугольный камень марксистской политической экономии.

После борьбы за капитализм, обнаружилось, что крепостническое и феодальное рабство сменилось на рабство наемное. А поскольку на каждое действие имеется противодействие, то появились первые идеи о равенстве, о социализме. Однако тот социализм не был научным, его называют утопическим. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Марксизм, опять же, содержит утопический социализм в снятом виде, а к тому же ставит его на научные рельсы.

Многие пытаются опровергнуть марксизм. Ну, что ж, упростим таким «ученым» это дело. Марксизм, как любая наука, имеет в своем основании ряд постулатов, и опровергнув хоть один из них марксизм можно отрицать.

1) Человек — продукт общества. Без социализации вполне стать человеком попросту невозможно. Вспоминается примечательная цитата, автором которой является Маркс: «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.»

2) Люди могут изменять общество. Действительно, если взглянуть на историю общества, то оно прошло большой путь от первобытнообщинного коммунизма до капитализма, и все это благодаря людям. Они открывали новые свойства материи, применяли их на практике и развивали производство. Развивали науку и культуру.

3) Человечество, меняя общество, меняется само. Этот постулат выводится из первых двух. Люди, жившие при феодализме, заметно отличаются от людей современных, эпохи империализма. У них совершенно отличается и общественное бытие, и общественное сознание соответственно.

Это упрощенная база марксизма, из которой выводятся так или иначе все его положения. Ни одно из этих положений наука отрицать не может, а, следовательно, и марксизм является наукой, величайшей философией практики.

Важно подметить, что и автор данной работы стоит на позициях диалектического материализма, т.е. марксизма. И считает важным, разъяснить что имеется ввиду под марксизмом в его ортодоксальном значении.