Найти в Дзене
Putnik Go

АНГА (санскр. anga)

АНГА (санскр. anga). Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания (яма), обряды (нияма), положения (асана), управление дыханием в медитации (пранаяма), отстраненность от внешних ощущений (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и созерцание (самадхи). (E.W.)
АШТА СИДДХИ (санскр. aṣta siddhis). Восемь достижений в практике хатха-йога.
ЯМА (санскр. yama). В оккультизме -

АНГА (санскр. anga). Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания (яма), обряды (нияма), положения (асана), управление дыханием в медитации (пранаяма), отстраненность от внешних ощущений (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и созерцание (самадхи). (E.W.)

АШТА СИДДХИ (санскр. aṣta siddhis). Восемь достижений в практике хатха-йога.

-2

ЯМА (санскр. yama). В оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В Ведах он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших (камарупы в камалоке.). В одном из гимнов о Яме, говорится как о первом из людей, который умер, и первом, кто ушел в мир блаженства (дэвачан). Это потому, что Яма есть олицетворенные расы, которая была первой, наделенной сознанием (манасом), без которого нет Неба, ни Гадеса. Яма представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну, постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род. Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл, который объясняется в оккультизме. Как справедливо замечает д-р Мьюир, в "Ригведе" - величайшем авторитете по первичным мифам, задающий тоновый тон темам, лежащим в основе всех последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы таким образом получить согласованность аллегорических показаний, которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие эзотерическое учение, что в одном из своих мистический значений Яма-Ями является символом двойственного манаса. Например, Яма-Ями всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие оккультизм знают, к каким из человеческих "принципов" надо относить зеленый и красные цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка" - эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский "повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет множество жен (многих Ями), которые заставляют его в низшем мире (Патале, Миалбе и т. д.), и аллегория изображает его с поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхае, служанке его отца (астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта буддхи или алайи). Как сказано в индусских священных писаниях, душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое обиталище в низших областях (камалоку или Гадес). И там Писец, вестник кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в "обитель питри" (дэвачан), или нисходит в "ад" (камалоку), или вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.

-3

АСАНА (санскр. āsana). Третья ступень хатха-йоги, одна из предписанных поз медитации.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО, или астральный «двойник». Эфирный дубликат или тень человека или животного, лингашарира, «доппельгенгер». Читатель не должен смешивать это с астральной душой, что есть другое обозначение низшего манаса, или так называемого кама-манаса, отражения высшего эго.

-4

ПРАНАЯМА (санскр. prānāyāma) Задержание и управление дыханием в практике йоги.

-5

АПАНА (санскр. apāna). «Входящее дыхание; упражнение в йоге. Прана и апана суть «выходящее и входящее» дыхание. В «Анугите» она названа «жизненным ветром».

АНАХАТА ЧАКРАМ (санскр. anahata cakram). Престол или «колесо» жизни; сердце — согласно некоторым комментаторам.

АНАХАТА ШАБДА (санскр. anāhata sabda). Мистически голоса и звуки, слышимые йогом в начальной стадии своей медитации. Третье из четырех состояний звука, иначе называемое мадхьямой, — четвертым состоянием будет его воспринимание физическим слухом. Звук в его предыдущих стадиях неслышим, его могут воспринимать только те, кто развили свои внутренние, высшие духовные чувства. Эти четыре стадии называются соответственно: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари.

-6

ПРАТЬЯХАРАНА (санскр. pratyāharana). То же, что "махапралайя".

МАХАПРАЛАЙЯ (санскр. mahā pralaya). Противоположность махаманвантары, буквально - "великое Растворение" "Ночь", следующая за "Днем Брахмы". Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления; ортодоксальные христиане относились бы к ней как к "Разрушению Мира".

МАХАМАНВАНТАРА (санскр. mahā manvantara). Буквально, большой промежуток "между Ману". Период вселенской деятельности. Манвантара означает здесь просто период деятельности, в противоположность пралайе или отдыху, - безотносительно к длительности этого цикла.

-7

АПАРОКША (санскр. aparoksa). Прямое восприятие.

ДХАРАНА (санскр. dhāraṇā). То состояние в практике йоги, когда ум должен быть сосредоточен без отклонений на каком-либо объекте медитации.

-8

САМАДХИ (санскр. samādhi). Состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов самадха, "само-обладание". Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние йоги

АСАКРИТ САМАДХИ (санскр. asakrt samādhi). Определенная ступень экстатического созерцания. Стадия самадхи.

Теософский словарь

Елена Петровна Блаватская

АВАСТХА (санскр. avasthā) и АТМА или АТМАН (санскр. ātmā, ātman)

https://vk.com/@clubputnik88-astralnoe-telo