Найти тему
Азбука Вокала

Топ-5 самых распространённых ошибок вокальных педагогов

Время от времени ко мне приходят ученики после других педагогов, и рассказывают, как они раньше у них занимались. По их рассказам я поняла, что в вокальном мире циркулируют одни и те же живучие, но вредящие голосу учительские заблуждения. А от некоторых цитат их педагогов у меня и вовсе волосы дыбом становятся!

Я сделала подборку ошибочных преподавательских убеждений, которые приводят к неправильному звукоизвлечению, а иногда и вовсе провоцируют потерю голоса у ученика. Если ваш учитель говорит подобные вещи - есть смысл задуматься о его замене.

1. "Всегда пой на улыбке". Очень часто этого требуют педагоги эстрадного и народного вокала. Логика такая: ты же эстрадник, человек-праздник, развлекаешь публику - вот и исполнение должно быть "весёлым". В итоге эта вечная "улыбка Джокера" приводит к сильнейшему зажиму челюсти, вечному спазму всех вокальных мышц сразу, сдавленному и плоскому звуку, и мешает двигаться по диапазону вверх-вниз. На освобождение вокального аппарата от такой улыбки может уйти до полугода кропотливых занятий.

2. "Не разевай пасть". Есть педагоги, которые требуют, чтобы ученик не открывал рот во время пения, якобы это неэстетично. И ученики поют сложив губки "куриной попкой". Но это противоречит природной базе звукоизвлечения. Как вообще можно петь, если не давать звуку выйти наружу, а запирать его в теле? У таких учеников потом сильнейший страх нормально открыть рот на пении. Вокруг них потом требуются нехилые танцы с бубнами в течение нескольких месяцев, чтобы это искоренить.

3. "Дыши только носом, дышать ртом - некрасиво." В норме, в вокале можно дышать и носом и ртом. Преимущество вдоха ртом в том, что такой вдох короче по времени, и он незаменим в песнях с быстрым темпом и короткими паузами. Если в таких песнях дышать только носом, то вы неизбежно отстанете от темпа. Другое дело, что если вдох ртом делать неграмотно, он будет шумным и неэстетичным. Но если над ним как следует поработать, он будет удобным для певца и незаметным для зрителей.

4. "В эстраде надо петь только грудным звуком". Есть педагоги-эстрадники, которые заставляют учеников (а чаще - учениц) петь только на грудном звуке. Головной звук они считают "голимым фальцетом", и считают, что он звучит академично, а не как "настоящая" эстрада. В итоге бедные певцы изо всех сил орут на грудном звуке на верхах, убивая к чертям свои бедные связки. Однако, головной звук широко используется в эстраде на высоких нотах, другое дело, что он действительно должен звучать не так как головной звук в академическом вокале. Ко мне приходили несколько человек с таким бэкграундом, и их напряжённый, орущий звук действительно сложно было расслабить. Плюс они психологически боялись петь головным голосом.

5. "Надо заниматься только с микрофоном". Мы же эстрадники? вот и надо привыкать к микрофону с самого начала! И начинающему певцу лестно, если придя к педагогу, он сразу начинает петь в микрофон "как взрослый". Идея может быть и неплохая, но коварная. У певца, который поёт только в микрофон не вырабатывается ощущение силы и возможностей своего голоса, потому что он опирается не на свои мышечные усилия, а на настройки микрофона. То есть ему кажется, например, что он поёт мощно и громко, но это только потому, что микрофон выкручен на максимум, а не потому, что певец производит грамотный мощный звук. Я считаю, что работа с микрофоном должна занимать на занятиях не более 50% времени.

А вам встречались такие высказывания педагогов? Делитесь опытом! Может, есть что добавить? Пишите, с удовольствием разберу вместе с вами!

Спасибо за лайк, репост и подписку!