Заключительная часть статьи.
Первая часть и вторая часть по ссылке
Театры
Первые театральные представления происходили при Петре в «Комедийной храмине» на Красной площади и в Немецкой слободе в доме Франца Лефорта. В обоих «театральных храминах» были два окна, в которые можно было пролезть двум человекам и которые во время зрелища закрывались щитками. Подьячим Посольского приказа, во избежание пожара, было предписано следить за тем, чтобы в храмине никто не курил и чтобы ушаты с водой, предназначенные для тушения, всегда были наполнены водой.
Излюбленными местами прогулок горожан в допожарной Москве были Пресненские пруды, «английский Вокзал» и Тверской бульвар, засаженный березками. В «Вокзале» находился летний театр, где играли оперетты и одноактные комедии. Молодые женщины одевались в короткие платья с высокими поясами, с коротко обрезанными прическами. Купчихи щеголяли в киках, разукрашенных золотом и драгоценными камнями. Княжны-девицы, проживавшие преимущественно, на одной улице, всякий день сидели у окна, выглядывая суженного. Их в шутку называли княжны-лепешки: «На каждом окошке по лепешке».
Достоверно известно, что в Москве от пожаров погибли почти все театры: театр на Знаменке; Петровский, позднее названный Большим театром; построенный в 1808 году деревянный театр у Арбатских ворот (он стал одною из первых жертв, при вступлении неприятеля в Москву) и др.
Для охранения театров от пожаров, во время спектаклей, часто выставлялась специальная охрана, а около здания огромное количество бочек и ведер с водою.
Некоторое время после войны 1812 года, театры не имели постоянного пространства, спектакли проводили во временных помещениях Только в XIX веке были выделены из казны средства на постройку отдельных зданий для театров в Москве.
Пожарные команды
Как уже было сказано выше, за пожарами в городе с лантернов наблюдала полиция. Пожарная охрана существовала в Москве с 20-ых годов XVII столетия; размещалась она на Земском дворе, но была по численности маленькой, да и не имела достойного технического обеспечения. Правда, надо отдать должное: сознательные граждане – добровольцы, были во все времена.
В 1729 году, в Москве был учрежден полицейский драгунский эскадрон, город был поделен на 12 команд, центральным пунктом каждого, назначен «съезжий двор», в каждом по 2 офицера, 2 урядника и 6 солдат с барабанщиком. Помимо этого, на страже порядка в городе, были еще «рогаточные караулы» из жителей - добровольцев.
Здесь, позволим себе мимолетное замечание. Подобного рода уклад управления городом, навевает ассоциации с нынешними порядками: Москва также, поделена на «дворы» - округа, в каждом, за порядком следят офицеры, пожарные команды и даже есть команды жителей – добровольцев.
Из числа наиболее энергичных и деятельных полицейских начальников, в царствование Александра I, был обер-полицмейстер А.С. Шульгин. Он сделал довольно много полезного по своему ведомству, но главное его преобразование было произведено в пожарной команде. К слову сказать, на пожарах он часто присутствовал лично, демонстрируя смелость и отдавая умные распоряжения.
Пожарных сигналов на каланчах при нем еще не было, а при пожарных командах было по нескольку казаков с оседланными лошадьми, которые в случае пожара давали знать о том в соседние части. Но, несмотря на это, пожарные являлись на места происшествий с поразительной скоростью.
Лошади под обозом были превосходные, обоз и сбруя в блестящем щегольском виде; команда в соответственном времени одежде, без металлических шлемов. Лошадей тогда набирали довольно-таки оригинальным способом: их могли спокойно отбирать у граждан за неосторожную езду по улицам и отдавать в пожарную команду без судебного разбирательства.
Одолев врага-француза, жители столицы отстроили город, сделав центр каменным. Пожар 1812 года внес существенные изменения не только в облик столицы, но и в тактику и способы борьбы с огнем.
Постепенно, учитывались и пожарные риски в законотворческой базе, которая являлась основой для создания и развития пожарной безопасности. Так, например, в 1832 году, при Николае I в России был впервые был опубликован «Устав строительный», в котором эти вопросы рассматривались (пожарный устав в Росси появился четверть века спустя). В общей сложности в 1823 году в городе было более 1,5 пожарных. Двадцать лет спустя, было организовано первое в России добровольное пожарное общество, стали строиться пожарные депо, начался период повсеместного образования профессиональных команд. В 1863 году в Москве открылся завод Г. Листа выпускающий пожарные бочки, ручные насосы, иной инвентарь. Позже, завод выпускал химические огнетушители, пожарные рукава, пожарные машины, водопроводное оборудование и др.
Масштабные пожары стали происходить значительно реже, их заменили локальные возгорания; по мере накопления опыта, специалисты научились справляться даже с самыми сложными случаями и хочется верить в то, что в недалеком будущем, слово «пожар» станет архаизмом!