Найти тему
неЮристъ

Может ли магазин отказать в обслуживании покупателю без маски

Верховный суд РФ разъяснил, когда торговая организация может отказаться обслуживать посетителей без средств защиты от COVID-19.

Автор: Adam Nieścioruk. Взято тут: https://unsplash.com/photos/Z9arfr0f248
Автор: Adam Nieścioruk. Взято тут: https://unsplash.com/photos/Z9arfr0f248

Минпромторг России направил в высшие органы исполнительной власти субъектов РФ Методические рекомендации на случай введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19.

При обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представителю организации торговли рекомендовано проинформировать посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Общество защиты прав потребителей решило оспорить в ВС РФ данную рекомендацию, поскольку из правил ГК РФ следует, что продавец не может отказаться исполнить публичный договор, если потребитель его не нарушил. Общество также видит противоречие и с запретом Закона о защите прав потребителей продавать одни товары (работы, услуги) при условии покупки других. Кроме того, на практике рекомендацию применяют как обязательное положение.

Верховный Суд РФ, указал, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта РФ обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.

Кроме того, Методические рекомендации направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействующими в той мере, в какой они позволяют представителям организации торговли отказать посетителю в обслуживании на кассе в случае, если он не использует СИЗ.

Что, как и почему см.: Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N АКПИ20-536, Письмо Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15

См. также: Как подготовиться к сдаче ПЦР теста на COVID-19

Больше интересного в ТГ-канале неЮристъ