В начале 1932 года , увидев в “Нью-Йорк Таймс” фотографию Хелен Келлер на вершине недавно открывшегося Эмпайр-стейт-билдинг, доктор Джон Финли написал ей и спросил о том, что же она "видит" с этой высоты. Келлер была слепой и глухой с раннего возраста и ответила невероятным, в котором содержится одно из наиболее выразительных описаний небоскреба и его окрестностей.
13 января 1932 года
Дорогой Доктор Финли:
После многих дней и многих невзгод, которые неотделимы от существования здесь, внизу, я с удовольствием пишу вам и отвечаю на вопрос.
Откровенно говоря, я была так зачарована, что мало о чём думала в тот момент. Если и была какая-то подсознательная мысль, то это была благодарность Богу за то, что он дал слепым зрячие умы. Теперь, когда я вспоминаю вид, открывшийся мне с башни, я убеждена, что до тех пор, пока мы не заглянем во тьму, мы не сможем увидеть света.
Возможно, я видела более светлую перспективу, чем мои зрячие товарищи.
Вся Вселенная - сон, в котором только слепые бодрствуют. Что еще более невероятно - странная трава и небо, которые видят слепые, - это более зеленая трава и более голубое небо, чем видят обычные глаза. Я признаю, что мои проводники видели тысячи вещей, которые ускользнули от меня, но я не завидую. Ибо воображение создает расстояния и горизонты, которые простираются до конца света. Незрячему Милтону снились видения, которых больше никто не видел. Излучая внутренний свет, он посылает лучи, с помощью которых человечество видит царства Рая.
Там был Гудзон-больше похожий на блеск клинка меча, чем на благородную реку. Маленький остров Манхэттен, словно драгоценный камень в своем гнезде из радужных вод, смотрел мне прямо в лицо. Солнце и звезды - это пригороды Нью-Йорка, а я и не подозревала об этом! У меня было какое-то дикое желание вложить деньги в недвижимость на одной из планет. Все чувство депрессии и тяжелых времен исчезло, я чувствовал себя очень легко. Но это было только на мгновение. Я слишком статична, чтобы чувствовать себя вполне естественно в здании с видом на звезды Млечного Пути, который должен быть чем-то вроде карусели даже в тихие дни.
Я была приятно удивлена, обнаружив здание империи таким поэтичным. Ото всех, кроме моего слепого друга, я получила описание отвратительного материализма – нагромождения одних стальных СОТ на другие без какой-либо реальной цели, кроме удовлетворения американской жажды превосходства во всем. Один француз сказал, что в минуты восторга американец воображает себя полубогом, нет, Богом, ибо только боги никогда не устают от изумительного. Самое высокое, самое большое, самое дорогое - это дыхание его тщеславия.
Что ж, я вижу в построении империи нечто иное – страстное мастерство, трудолюбивый и бесстрашный идеализм. Самое высокое здание - это победа воображения. Вместо того чтобы прижиматься к земле, как зверь, дух человека воспаряет вверх, и с этой новой точки зрения он смотрит на невозможное с мужеством и мечтает о еще более великолепном.
Что я “видела и слышала” из башни империи? Когда я стояла там, между Землей и небом, я увидела романтическое сооружение, созданное человеческим мозгом и руками. Я видела, как она стояло прямо и безмятежно посреди бури и суматохи стихийного смятения. Я услышала звон молота Тора, когда шахта начала подниматься вверх. Я слышала паровые дрели в Пандемониуме. Я видела бесчисленных рабочих, сваривающих вместе эту могучую симметрию. Я смотрела на чудо хрупких, но неукротимых рук, которые подняли башню на ее господствующую высоту.
Пусть циники и сверхчувствительные души говорят что хотят об американском материализме и машинной цивилизации. Под поверхностью - поэзия, мистика и вдохновение, которые каким-то образом символизирует здание империи. В этой гигантской шахте я вижу стремление к красоте и духовному видению. Я одна из тех, кто видит и все же верит.
Надеюсь, я не утомила вас своей “болтовней”. Длина этого письма-признак долгих, долгих мыслей, которые приносят мне счастье.
P.S. Если вам понравилась статья - ставьте лайки и подписывайтесь на канал.