Найти тему

S&P Global Ratings дал Узбекистану «негативный» прогноз

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Узбекистан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ-/В». Прогноз по рейтингам остается «Негативным», пишет Uzdaily.

Прогноз «Негативный» отражает возможность того, что внешний долг и долг расширенного правительства Узбекистана могут продолжить свой быстрый рост.

Организация отмечает, что рейтинги в ближайшие 12 месяцев могут быть снижены, в случае если быстрый рост внешнего долга правительства, наблюдавшийся в последние годы, замедлится в соответствии с ожиданиями агентства.

«Кроме того, мы можем понизить рейтинги, если уровень долларизации экономики значительно увеличится, несмотря на недавние реформы, или если мы будем отмечать ухудшение показателей ключевых государственных компаний, приводящее к материализации условных обязательств для правительства», - подчеркивает S&P Global Ratings.

«Негативный» прогноз отражает точку зрения S&P Global Ratings относительно того, что темпы роста внешнего долга могут продолжить свой рост до 2023 г.

«С нашей точки зрения, возможности дальнейшего значительного увеличения внешнего долга при текущем уровне рейтинга уменьшились. Это обусловлено резким увеличением внешнего долга Узбекистана в последние годы, связанным с планами правительства по улучшению инфраструктуры и модернизации экономики», - отмечает агентство.

«Мы также ожидаем роста внешнего долга в краткосрочной перспективе в связи с расходами, обусловленными мерами по борьбе с пандемией COVID-19. Тем не менее мы ожидаем более избирательного подхода к реализации проектов в период до 2023 г., что позволит в некоторой степени снизить темпы роста внешнего долга-брутто. Будет ли позитивный экономический эффект от инвестиций в инфраструктуру достаточным для того, чтобы смягчить ухудшение бюджетных и внешнеэкономических показателей, остается неясным, и, по всей вероятности, он материализуется уже после 2023 г.», - говорится в сообщении S&P Global Ratings.

Внешнеэкономическая позиция Узбекистана остается достаточно сильной по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами. Чистый долг правительства остается низким и поддерживает уровень рейтингов.

«Мы ожидаем, что долг правительства за вычетом ликвидных активов вырастет до 8% ВВП к концу 2020 г., тогда как в конце 2018 г. чистые активы превышали долговые обязательства на 9% ВВП. В 2021-2023 гг. мы ожидаем снижения темпов роста долга, при котором рост отношения «чистый долг / ВВП» в среднем будет составлять около 4,6%. Это будет означать резкое замедление роста долга по сравнению с 2019-2020 гг., когда, по нашим оценкам, в среднем он рос примерно на 8% ВВП. В 2020 г. правительство ожидает дополнительных расходов в размере 1,3 млрд долл. (2,2% ВВП) в связи с мерами по борьбе с пандемией COVID-19, однако большая часть заимствований будет направлена на финансирование текущих расходов правительства и крупных инвестиционных планов. Продолжение быстрого роста долга может, с нашей точки зрения, негативно повлиять на гибкость бюджета правительства. Правительство Узбекистана преимущественно осуществляет заимствования за рубежом. Вместе с тем мы отмечаем, что значительная часть госдолга привлекается на льготных условиях», - отмечает агентство.

«В течение последних двух лет Правительство Узбекистана добилось прогресса в проведении реформ и выполнении задач по модернизации экономики, что должно способствовать повышению продуктивности экономики и институционального потенциала правительства. Однако несмотря на позитивную тенденцию, связанную с укреплением институтов, мы полагаем, что Узбекистан начинает развитие с невысокого уровня. Мы считаем, что процесс принятия решений останется в высокой степени централизованным, сконцентрированным в руках президента, что делает процесс принятия решений менее предсказуемым. Мы отмечаем, что система сдержек и противовесов между институтами власти по-прежнему недостаточно развита», - подчеркивается в сообщении S&P Global Ratings.

«Широкомасштабные реформы, проводимые правительством, включали меры по укреплению независимости органов юстиции, отмене ограничений на свободу слова, а также повышению подотчетности органов власти гражданам. Кроме того, реформы включали принятие антикоррупционного законодательства, повышение прозрачности экономической статистики, а также либерализацию условий торговли и валютных операций. Правительство разрабатывает закон о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения; кроме того, ожидаются дальнейшие реформы в сельскохозяйственном секторе — после отмены госзаказов на хлопок», - отмечает агентство.

S&P Global Ratings ожидает, что в период прогнозирования (до 2023 г.) темпы роста реального ВВП будут составлять в среднем около 5% в год за счет роста в секторе услуг, роста производства и добычи природных ресурсов. Строительный сектор обеспечивает небольшую, но увеличивающуюся долю ВВП. Долгие годы экономика была в значительной степени государственной и все еще зависит от госпредприятий, которые вносят значительный вклад в ВВП страны. Вместе с тем успешные реформы в секторе государственных предприятий, включая модернизацию операционной деятельности и выведение их на безубыточный уровень, могут привести к большему потенциалу роста экономики Узбекистана. Узбекистан располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе запасами различных полезных ископаемых, экспорт которых ранее обеспечивал профициты СТО. Узбекистан входит в число 20 крупнейших мировых производителей природного газа, золота, меди и урана.

По прогнозам S&P Global Ratings, в 2020 г. дефицит бюджета составит 7,5% ВВП, поскольку правительство увеличивает расходы в связи с мерами по борьбе с пандемией COVID-19, а темпы роста государственных инвестиций и расходов на модернизацию остаются повышенными.

«Мы полагаем, что после 2020 г. правительство продолжит увеличивать социальные расходы в таких сферах, как образование и здравоохранение, при этом капитальные расходы останутся высокими ввиду планов правительства в отношении инвестиций. В настоящее время социальные расходы составляют более 50% расходов правительства. В 2019 г. в стране была осуществлена реформа налоговой системы, результатом которой стало увеличение доходов на 25% относительно уровня 2018 г. В рамках этой реформы был упрощен Налоговый кодекс и снижены некоторые налоговые ставки, что обусловило рост налоговой базы и улучшение собираемости налогов. Прозрачность бюджетного процесса возросла, поскольку правительство включило в бюджет внебюджетные расходы, в частности связанные с ФРРУ», - отмечает агентство.