Читая произведение Вайнеров "#эра милосердия " первый раз, в то время, как уже неоднократно видел фильм по этому произведению («#место встречи изменить нельзя , если кто не знает), я ловил себя на мысли, что представляю действующих лиц в виде актёров из фильма.
Надо сказать, что и подбор актёров организован замечательно. Например, на месте Михаила Бомзе сейчас трудно представить кого-то кроме Зиновия Гердта, так он описан.
Или, например, Фокс. В фильме эту роль блестяще сыграл Александр Белявский. И благодаря обаянию и харизме этого актёра, если не особо внимательно смотреть, то может вполне сложиться нейтральное или даже почти положительное впечатление об этом антигерое.
Тем более, если вспомнить, как описывает Фокса брошенная им любовница - Ира Соболевская: красив, правильные черты лица, способен на поступок и т.д.
Или Константин Сапрыкин, он же Котька Кирпич: «По замашкам вроде фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что нам с тобой высморкаться. Он вообще, в авторитете» (цитирую по памяти).
То есть человека описывают внешне приятного, при этом сильного и решительного, склонного к рисковым делам. Ну чем не герой-любовник.
А ведь если посмотреть на его дела, то уже трудно назвать это существо человеком.
Как мы знаем, он активный участник банды «чёрная кошка », особенность которой – редкая даже для тех времён жестокость («…а, главное, людей губят почём зря»).
При побеге из зоны, со слов Ручечника, бежали трое, а дошли двое. Что это означает. Один из бежавших был «коровой», то есть тем, кого в тайге съедят «коллеги». Иначе говоря, Фокс – людоед, причём не иносказательно, а буквально.
При побеге из ресторана «Астория» Фокс бьёт витрину, чтоб сбежать от оперативников. Но бьёт её ни бутылкой с передвижного столика, ни столиком. Он разбивает витрину человеком, официанткой, уродуя её витринным стеклом.
А вот суть дела Ларисы Груздевой. Наобещав с три короба влюблённой в него особе, вынуждает её снять все накопления из сберкассы под предлогом переезда. Во время «романтического ужина» с вином «Кюрдамир» и шоколадом, хладнокровно убивает женщину, забрав все деньги и ценности, а также чемодан с приглянувшимися вещами. При этом пытается свалить убийство на бывшего мужа Ларисы.
Причём, если остальным членам банды вполне достаточно «добытого» при ограблении складов и реализованного в вагоне-ресторане Анной, то Фокс не может сидеть без дела и ему нужен риск. Своего рода, адреналиновый наркоман. Хотя у Фокса хватает средств («Фокс - мужик зажиточный»), он «играет браслет» у Верки Модистки, хотя знает, что драгоценность эту уже ищут. Не скрываясь ходит по коммерческим ресторанам. В итоге, перефразируя Горбатого: «бабы и кабаки доводят до цугундера».
На мой взгляд, Вайнеры описывали жестокого зверя в человеческом обличие. А фильм как-то сгладил это впечатление, хотя поставлен достаточно близко к книге и авторы принимали участие в создании фильма. Хотя может я неправ? Пишите в комментариях.