Море влечёт, и оно же пугает. Море убаюкивает, и оно же убивает. Это колыбель жизни и эволюции, ремесло для рыболова, вдохновение для мариниста, и это же колыбель ураганов, могила моряков, кладбище кораблей и последняя пристань утопленниц. Море двулико, море обманчиво. Китовый фонтан оборачивается смерчем, долгожданный берег – миражом, фата-моргана – грозовым фронтом. В глубине лежат несметные сокровища, в глубине живут опасные чудовища: жемчужины и свирепые акулы, кораллы и ядовитые медузы, пёстрые рыбки и кракены, дружелюбные дельфины и челюсти левиафана.
Сундук, полный золота и драгоценных камней, окружённый полуразложившимися телами и голыми, обглоданными скелетами. Редкий жемчуг в глазницах черепов. Море чарует романтикой географических открытий и пиратских авантюр. Вид спокойного моря убаюкивает. Шторм убивает, побеждая бывалых моряков. Сегодня море – мягкое покачивание на волнах, идиллия и отдых от земной суеты. Завтра – ураганы, водовороты, рифы, цинга, цунами. А послезавтра – снова ясный день и штиль, небо и море, лазурь и синева…
Эта изменчивая двойственная природа, это обманчивое очарование стало поводом ко множеству мифов и легенд. Люди видели в море живое существо. Нам тоже иногда кажется, что у моря есть душа, у волн – воля, у морской лазури – взгляд любимого человека, а рёв бури исходит из пасти свирепого монстра. Это восходит к древнейшей склонности человека – наделять человеческими чертами окружающий мир. Наделять душой луга и поля, горы и леса, моря и океаны. Люди приспосабливают окружающий мир под себя и уподобляют себе. Они проецируют на мир собственную душу.
Отсюда антропоморфные боги как персонификация человеческих эмоций и желаний, злые духи как персонификация страхов и смутных тревог, мифические существа, нежные феи и чудовища, вышедшие из недр подсознания и населившие луга и поля, горы и леса, моря и океаны. Отсюда анимизм и пантеизм, отсюда боги и пантеоны всех народов, фавны и сатиры, горные нимфы ореады, лесные нимфы дриады и нимфы отдельных деревьев гамадриады, морские девы, наяды, ундины, нереиды, океаниды, сирены…
Сирена есть персонификация морской стихии. Сирена – коварная соблазнительница, чьё ангельское пение пленяет, а демоническая натура убивает. То ли полурыба, близкая русалкам, то ли полуптица, близкая гарпиям, сирена воплощает в себе обманчивое очарование моря. Сирена – зеркало моря. И сирена – зеркало человеческой натуры. Как и в море, в ней заключена и неотразимая красота, и смертельная опасность. Как и в человеке, в ней заключён дуализм рационального и глубоко иррационального, морального и глубоко имморального. Как у кентавров и сатиров, у неё человеческий верх и животный низ. Поблёскивающая поверхность и тёмная пучина.
С сиренами связаны многочисленные истории. Не один моряк пал жертвой сирен, поддавшись их чарам. Одиссея и его спутников спасло то, что они заткнули уши воском, а Одиссея привязали к мачте. Аргонавтов спасло то, что пение сирен заглушил божественный голос Орфея. Русалочка Андерсона, как обладательница прекрасного голоса, тоже отчасти навеяна образом сирены, хотя Андерсон и не демонизирует свою героиню, у него Русалочка ласковая.
От имени сирен произошло имя древнерусской мифической райской птицы Си́рин. Ей приписывается способность сводить с ума. Слово «сиринкс», обозначающее голосовой орган птиц, дословно переводится как «свирель», восходит к нимфе Сиринге и, вероятно, имеет близкие корни.
Сирены послужили источником вдохновения для многих художников. И хотя канонически сирену описывают как женщину-полуптицу, художникам больше импонирует образ женщины-полурыбы, ласки которой стоят жизни, или просто образ морской девы, обнажённой, обольстительной убийцы.
Спасибо за прочтение нашей статьи!