В 1905 – 1912 году в Петербурге издавался журнал для детей «Тропинка». На его страницах печатались стихи, статьи, рассказы Александра Блока, Корнея Чуковского, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус и других. С 1906 года в журнале стали выходить очерки под общим названием «Как живут разные люди в России».
Мне бросился в глаза стиль написания очерка. Длинные предложения, интересные обороты, красиво составленные описания природы. Насторожил подход автора к описанию местных жителей, особенно их характера. На мой взгляд, однобоко и поверхностно дана трактовка их повседневности в той части, где идет речь о «лености». А вы как думаете?
В 1907 году появился очерк «Загадки Алтайских татар»
Почитайте, будет интересно.
Журнал «Тропинка», № 20, 15 октября 1907 года.
Как живут разные люди в России
Очерк 4
«За Уральскими горами раскинулась далекая Азиатская Россия. Сибирь протянулась до самого Великого океана. Цепи гор, точно прочною стеною, отделили ее от стран чужих народов. Разнообразны эти горы, вершины их уходят в облака, и на многих лежит вечный нетающий снег; лес темною щетиной покрывает горные склоны и пышно раскидывается по долинам, между гор; гранитные скалы нависают над пропастями и угрюмо чернеют, ничем неукрашенные. Страшны вершины Алтайских гор, прекрасна и ужасна, бывает картина природы в глубине горных ущелий. С утесов открываются разнообразные виды: то на долины, все розовые от цветущих пионов, то на голубые озера, а горы раскидываются точно огромные застывшие волны, и глаз не охватит их.
Весь юг Томской губернии занят Алтайскими горами, а отроги их протягиваются к востоку, забегают на юг, в Китай. Быстрая речка Катунь пересекает горы и от нее часть Алтайских гор называется Катунским; из вечных снегов выливается она, мимо ущелий и пропастей катит она свои холодные воды, пробивается сквозь темный дремучий лес – сибирскую непроходимую тайгу. По горам, ближе к серебристой полосе вечного снега разбросаны богатые растительные луга. Сколько здесь прекрасных цветов; точно пестрый ковер развернут под ногами: крупные алтайские фиалки перемешаны с пышными цветами золотоглава и белыми бархатистыми головками эдельвейса, а под этими разноцветными лугами переливаются на солнце снежные вершины гор.
Катунские горы изрезаны ущельями, со стен которых прыгают с ревом водопады и движутся, блестя на солнце, длинные ленты ледников; в долинах синеют озера, глубокие, прозрачные, отражая в себе нависшие скалы; головою в облака упирается вершина Белухи. К востоку от нее расстилаются озера Рахмановские; из-под груды серых гранитных глыб, на которых укреплен большой деревянный крест. Вытекает теплый ключ. В его воде много минеральных веществ: соли, серы, полезных человеку при различных болезнях, поэтому сюда приходят и приезжают больные ревматизмом и другими недугами, купаются в ручье и часто выздоравливают.
Говорят, что в горах еще есть такие теплые, целебные ключи, куда путешествуют больные и где они получают облегчение.
К северу и к долине реки Бухтарма понижаются горы Алтайские, разбегаются холмами, которые точно тают незаметно и переходят в степь. По степи струятся кое-где тоненькие речки, сверкают озерки, около воды прогуливаются журавли, в траве скользят суслики, трещат кузнечики…
Разбросанные по степи чернеют там и сям юрты, - это кочуют алтайцы со своими стадами. Вот, они, ленивые и беспечные. В грязных широких кафтанах недвижно сидят у дверей своих жилищ, в зубах дымится, не угасая, трубка, глаза задумчиво смотрят вдаль, руки не знают работы.
Сойдется вместе несколько алтайцев, и начнут болтать между собой, а время так и проходит бесполезно. В юрте и около нее хлопочут женщины: все заботы о хозяйстве лежат на них, они носят дрова для очага, доят коров, готовят кушанье, шьют одежду, плетут сети для рыбной ловли, убирают юрту, зимой обкладывают ее навозом и снегом, чтобы теплее было в жилище. Грязно и неприютно в алтайской юрте: посреди сложен из камней очаг, на нем постоянно горит огонь, дым расползается по всей юрте и тоненькой струйкой выходит через отверстие, сделанное вверху; в углу против двери стоят грубо сделанные идолы: алтайцы язычники; по стенам жилища висят ружья, сети, шкуры, мешки с имуществом. Вокруг очага лежат, свернувшись или играют дети алтайца: они совершенно раздетые, загорелые, грязные. Женщины и мужчины сверху рубашек носят кафтаны, а зимой еще и тулупы наденут. Рубашки свои алтайцы носят, не снимая, до тех пор, пока они не развалятся совершенно, никогда они не моют ни одежд своих, ни рук, ни лица, разве только перед каким-нибудь торжеством оботрутся кумысом. Лица у алтайцев скуластые, черные, жесткие волосы собраны на затылке в пучок, глазки узенькие, у женщин заплетена коса и разукрашена разными блестящими предметами: пуговицами, бляхами, бусами, - алтайки любят принарядиться.
Бродят алтайцы по степи и занимаются скотоводством, пахать землю они не умеют, да и трудно это им: никак не привыкнут они сидеть на месте, да трудиться над землей. Алтайцы в диких лесах охотятся за зверьми, да еще добывают орехи кедровые из шишки кедра.
По лесам зимою бродят алтайцы на лыжах и пробегают на них очень большие расстояния, стреляют белок, убьют лося или оленя, лисицу, рассомаху, продадут меха и довольны. Можно жить без труда – спокойно, можно поспать, долго сидеть, напевая песенку, и курить трубку. Это самое приятное для них занятие. В это время они любят послушать сказки, между ними есть певцы и рассказчики. С двухструнною балалайкой ходят эти сказочники от одной юрты к другой и забавляют собравшихся алтайцев то песней, то рассказом, то хитрою загадкой. Вот сидят алтайцы и слушают певца, подпевают ему, а певец хвалит всем им дорогой Алтай. И сказку он рассказывает протяжно, нараспев, про богатыря какого-нибудь необыкновенного. И много разных богатырских приключений знает сказочник и все он пересказывает слушателям.
Так проходит приятно время за чашкой кумыса да арыка (напиток вроде вина, из кумыса). Летом собираются вокруг рассказчика на воздухе, а зимой в юрте около очага, где хоть и дымно, а тепло, где можно забыть про сорокаградусный мороз. А если еще гость заедет. То удовольствие увеличивается, пройдут новости рассказывать, расспрашивают приезжего и угощают его, стараются.
«При хорошем госте и хозяин сыт будет»… говорят алтайцы. Развеселятся все, начнут загадки друг другу загадывать.
«Змея ползет, за собой ремень волочит» - иголка с ниткой.
«Без рук, без ног, а на гору идет» - туман, дым.
«Стукоток, брякоток, сивый иноходец вперед идет».
«Ветер дует, хорек кричит, сухой верблюд хребет сгибает, полевой змей рот разевает».
«Две свинки дерутся, изо рта у них белая пена бьет».
«У старухи нет ни одного зуба, а орехи щелкает».
«Тридцать две белые лошади смирные, одна рыжая, дурная».
А кругом юрты снежная пустыня, мороз трещит, вдали встают темной стеною горы Алтайские…
Дик и страшен Алтай,
Вечен блеск его снегов…»
Автор очерка - Елеонская
Путешествия продолжаются,,, Фото Ольга Шадрина