Найти тему
Historic Dzen

80 лет назад англичане провели успешный рейд на итальянский флот

Оглавление

После того, как Италия объявила войну Соединенному Королевству и Франции 10 июня 1940 года, британцы возродили давно спланированный план нападения на главную военно-морскую базу Италии в Таранто. Атака с воздуха была осуществлена в 1938 году капитаном ВМС Ламли Листером, который тогда командовал авианосцем Glorious.

авианосец Glorious
авианосец Glorious

Осенью 1940 года британские разведывательные самолеты, взлетавшие с Мальты, чрезвычайно важной базы в Средиземном море, почти ежедневно проводили фоторазведку стратегически важного порта Таранто с целью обнаружения его системы обороны, а также присутствия крупных сил противника.

Неправильно организованная защита

Оборона Таранто была сильной, но плохо организованной. Зенитные батареи в основном прикрывали подходы с моря, с суши они были слабее. Причал больших кораблей защищался несколькими рядами привязных аэростатов. Корабли были пришвартованы за противоторпедными сетями, но только на глубине до семи метров, а новейшие британские воздушные торпеды были приспособлены к глубине до двенадцати метров и, помимо ударного, имели еще и магнитный воспламенитель.

На момент знаменательной операции основные силы итальянского флота были сосредоточены в Таранто. На внешнем контуре, получившем название Mar Grande, все шесть линкоров и несколько крейсеров были пришвартованы вплотную друг к другу, а на внутреннем - так называемый Mar Piccolo, другие крейсеры и часть эсминцев. Легкие крейсеры и множество эсминцев были привязаны бок о бок на набережной, как будто война не бушевала. Плотность кораблей достигла такого уровня, что им приходилось бы стрелять друг в друга при стрельбе по низколетящим самолетам!

Эффектный удар скромными средствами

Британцы выделили лишь скромные ресурсы для атаки на самую сильную военно-морскую базу Италии. Первоначально предполагалось, что его будут выполнять тридцать самолетов Swordfish с авианосцев Illustrious и Eagle, но в результате крушения самолета на борту корабля Eagle незадолго до старта, корабль остался в Александрии, Египте, а пять его самолетов были переданы Illustrious, что сократило общее количество самолетов, выделенных для нанесения удара, до 24.

авианосец Illustrious
авианосец Illustrious

Атака

В 20.40 первая волна взлетела с авианосца Illustrious, состоящего из десяти Swordfish и двух гулмаров под командованием капитана корвета К. Уильямсона. Шесть Swordfish несли торпеды и четыре авиабомбы. Задача Фулмарса заключалась в освещении целей. Осветительные бомбы создавали световой фон вдоль причала, на котором были видны силуэты итальянских кораблей. Эскадрилья бомбардировщиков одновременно совершила налет на Мар-Пикколо и нефтяные танки, чтобы отвлечь внимание от самолетов-торпедоносцев, которые облетали порт и атаковали пришвартованные корабли с запада. ПВО вели интенсивный огонь, но Swordfish оставались низко над поверхностью, что делало огонь неэффективным. Капитан Уильямсон, летящий во главе своей группы, выбрал самый южный из линкоров, «Конте ди Кавур», и сбросил торпеду. Однако его самолет был сбит и упал в море, хотя Уильямсон и его наблюдатель не пострадали, но попали в плен.

Swordfish
Swordfish

Вторая тройка Swordfish запустила торпеды, поразившие гордость итальянского флота - новый линкор Littorio - как с правого, так и с левого борта. С другой стороны, четыре разбомбленных самолета очень удачно вышли из строя - они не попали в цистерны с маслом, но подожгли ангары гидросамолетов. Пламя еще больше осветило корабли у обоих причалов. В ночь на 12 ноября все самолеты - за исключением, конечно, сбитого Williamson - вернулись в Illustrious.

Swordfish с торпедой
Swordfish с торпедой

Беспрецедентный успех

На следующий день пораженные итальянцы тщетно искали британский флот. Они отправили самолеты на разведку. Только трое из них видели британские корабли, но истребители авианосца Illustrious сбили их, прежде чем они успели отправить сообщение.

Фотографии, сделанные британским разведывательным самолетом через несколько дней, показали, что линкор «Литторио», пораженный тремя торпедами, не затонул полностью из-за небольшой глубины под ним. Линкор Conte di Cavour залился водой и затонул так, что из него выступали только дымовые трубы и надстройки. Кроме того, серьезно пострадали машины, котлы и внутреннее оборудование. Линкор Caio Duilio сидел на дне с затопленным носом. Ремонт Литтории и Кайи Дуилии занял полгода. Больше всего пострадал Conte di Cavour, который после подъема был отбуксирован на верфи Триеста, но так и не был востановлен.

Только одиннадцать устаревших и медленных самолетов, выпустивших одиннадцать торпед, смогли за час подбить половину итальянских линкоров (три из шести), потеряв двух пилотов и два самолета. Трудно найти параллель, где бы кто-то одержал такую грандиозную победу с такими смехотворно незначительными потерями. Британцы проявили мастерство и огромное мужество в сбросе торпед на расстоянии от 400 до 1200 метров от цели, иногда только с высоты десяти метров над уровнем моря.

Уроки и последствия

Нападение на хорошо защищенную военно-морскую базу с использованием самолетов с авианосца было тактическим нововведением в истории военно-морской войны и имело далеко идущие последствия. Сразу после рейда итальянское командование перебросило оставшиеся линкоры в Неаполь и тяжелые крейсеры в Месину. Британский Королевский флот взял под свой контроль центральную часть Средиземного моря, и ему больше не приходилось беспокоиться о превосходстве итальянских тяжелых судов во время конвоев. В следующие недели адмирал Каннингем мог даже послать линкоры «Рамиллис» и «Малая» для усиления защиты конвоев в Атлантике, где бушевали немецкие подводные лодки.

Блестящая операция впервые продемонстрировала огромный потенциал авианосцев и начала их широкое применение при атаке баз и береговых объектов. Через два месяца после нападения на Таранто, в январе 1941 года, японский адмирал Исороку Ямамото запланировал гораздо более массированный авиаудар по военно-морской базе США в Перл-Харборе. Немецкая Кригсмарине начала швартовать свои тяжелые корабли за сетчатыми заграждениями, доходящими до самого дна, а позже удвоила их, так как у торпед были инструменты, чтобы разрезать сеть.

Единственные, кто ничему не научился из набега на Таранто, были безрассудные американцы, оставившие свои тяжелые корабли в Перл-Харборе без противоторпедных сетей. 7 декабря 1941 года, в «День позора», как назвал его президент Франклин Делано Рузвельт, ему было трудно учиться.

Понравилась статья, узнал что-то нового?
Ставь лайк, оставь комментарий, подпишись на канал и поделись с другими!