Найти тему

Каким должно быть дистанционное образование, чтобы всем было хорошо?

Приветствую всех на канале "Психология человеческих различий"!

Для тех, кто у меня первый раз - я пишу о психологической науке, образовании, современных проблемах в этих областях. Преимущественно у меня образовательные обзоры, статьи, но есть также и материалы на "злобу дня" - я продолжаю серию публикаций в этой рубрике; постараюсь непредвзято разбирать те или иные новости и происшествия, события, сквозь призму психологии. Так, недавно вышла публикация о хулиганской выходке пилотов "Победы" в поддержку футболиста Дзюбы. Сегодня же речь пойдёт о наболевшем у многих родителей (да и школьников тоже, что уж говорить) - о дистанционном образовании.

Суть проблемы

Думаю, что не нужно в который раз рассказывать об известных событиях этого года. Этой весной, когда всё случилось, школьников по всей стране перевели на дистанционную форму обучения. Вернее говоря, так её называют организаторы всего этого мероприятия. На деле, как мне кажется, название неточное и не вполне правильное, впрочем к этому вопросу мы ещё вернёмся. Весной, то есть начиная с середины марта и по конец мая, все школьники учились дома. Учились также и студенты, но у них с этим всё проще: из всех жалоб студентов, что я слышал (а я общаюсь с ними часто, некоторых даже учу), наибольшие проблемы вызывало то, что нет возможности делать лабораторные работы очно (с приборами там, техникой, лабораторными наборами и т. д.), а также необходимость платить столько же, сколько и за очную форму обучения. А так, в целом, студенты отнеслись ко всему этому нормально, многие даже одобрили переход "на дистант". Сразу отмечу, что у большинства студентов в той или иной форме дистанционная форма уже была ранее; и эта форма обучения была вполне себе нормальной, "без маразмов", довольно организованно всё происходило.

Иное дело школа. Весной как-то худо-бедно все это пережили. В начальных классах, как мне показалось, всё прошло организованней. Сказывается то, что родители были активно вовлечены в процесс. Да и к учителям в этих классах ещё прислушиваются. Вообщем, сообща пытались справляться с проблемой: никто не был готов к случившемуся, но пытались как-то с этим жить и что-то делать. Да, были претензии со стороны родительского сообщества, что многие задачи по обучению детей приходилось брать на себя. Правда, если учесть, что в начальной школе так или иначе родители и без дистанционки часто вовлечены, то особого контраста не почувствовали. Да, было необычно, не всегда удобно, но все понимали, что это временно, что надо просто до лета дотерпеть.

Идеальные ученики на дистанционной форме обучения. Смотришь - аж глаза радуются
(C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"
Идеальные ученики на дистанционной форме обучения. Смотришь - аж глаза радуются (C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"

Старшую школу, то есть 10 и 11 классы, я не беру во внимание: многие готовятся к поступлению в ВУЗ, штудируют учебники и подготовительные пособия, чтобы сдать ЕГЭ. Там так или иначе публика, мотивированная к дальнейшей учёбе в ВУЗах.

В средней же школе (5-9 классы включительно) ещё весной была драма: бушевали страсти вокруг домашних заданий, немотивированных к учёбе детей, родителей, да и учителей тоже. Утром ученики просыпали благополучно уроки, кое-как посещали их в оставшуюся часть дня, "что-то там отвечали" и получали за всё это "какие-то там оценки" (двойки ставить запретили). Стоит отдать должное, у некоторых наоборот учёба выправилась. Часть вчерашних "троечников" стала учиться на четыре и пять. Далеко не всегда речь о списываниях и прочих формах обмана: просто отдельным учащимся стало проще учиться, они стали высыпаться лучше, меньше уставать в самой школе, меньше тратить эмоций на одноклассников, учителей, ежедневное вынужденное общение. Так, я общался с учениками, у кого учебный процесс улучшился - многие отмечали ещё весной, что стало проще с учебным темпом, не надо спешить с ответами, есть время "на подумать". К слову, такие дети, да и их родители, "на ура" приняли идею удалённой формы обучения.

Весной все верили, что это временно, до лета терпим, а потом, осенью, всё закончится. И вот, наступила осень. Отучились ровно месяц, местами больше, и снова ушли "на дистанционку". Здесь уже стало понятно, что это надолго. Начальную школу постарались оставить на очной форме, хотя, как лично я считаю, это вынужденная мера, со своими рисками. Средняя и старшая школа ушли на дистанционный формат.

Пошла волна возмущения родительской общественности. Так, в Москве, собирались подписи и митинги против дистанта; даже сформировалась общественная организация. Подробнее можно почитать о том, что происходит, здесь.

Не буду заостряться на подробностях, отмечу лишь основные претензии, тезисы:

  1. Жалобы на ухудшение здоровья детей - они проводят за компьютером много часов
  2. Как таковой учёбы нет, качество падает - все равно занятия пропускаются очень многими детьми, либо "посещаются" формально (подключаются, но не присутствуют на уроке). Это я ещё не говорю толком о том, что уроки до сих пор срываются, хотя эту проблему обещали разрешить, но не решили
  3. Раздражительность, апатия учеников; малоподвижный образ жизни
  4. Страхи отдельных родителей, что среднее образование будет ликвидировано. Сюда включаются всевозможные конспирологические теории
  5. Страхи преподавателей, что они будут не нужны
  6. Возмущение родителей, что от учёбы толку нет, приходится учить всему самим, нанимать репетиторов (кто не может сам, либо нет времени и сил). Справедливые требования платить им за это, раз не справляется с поставленной задачей школа

Что не так в самом "дистанте"?

Объективно говоря, формат дистанционного обучения, как он выглядит сейчас, вызывает действительно много нареканий. Я попробовал проанализировать, вот к чему всё сводится:

  1. Ни у кого нет понимания, сколько по времени этот процесс займёт. Когда нет понимания - появляется место всяким теориям заговора и прочим проявлениям страха
  2. Нет нормального контроля за учениками и образовательным процессом
  3. Отсутствие мотивации у учащихся
  4. Учёба скучная, занимает много времени. Отдачи и удовлетворения от процесса нет ни у одной из сторон
  5. Самое главное - нынешний "дистант" - это "удалёнка". К этому пункту предлагаю перейти и разобрать подробнее

Нынешний дистанционный формат обучения - это "удалёнка"

По сути, то, что называют сейчас дистанционной формой обучения, не является таковой в том виде, как она предлагается. Это удалённый формат работы. Из серии, работаешь, как обычно в офисе, но только из дома или иного места, а так, всё остальное проходит как обычно... То же самое происходит и здесь: "зачем-то" устроили обычные уроки по 40-45 минут, с переменами. Опять же, по какой-то причине придумали устраивать типичную лекционную форму из серии "учитель вещает - дети делают вид, что слушают", только теперь учителя и класс разделяют экраны мониторов. Темп учёбы пытаются сохранять, как в обычной школе. А знаете, как выглядит проверка знаний? Задаётся контрольная работа, её показывают на экране компьютера. Даётся урок-два на выполнение - и, пожалуйста, выполняй как хочешь. За процессом выполнения никто не следит (хотя, технические возможности для этого были и есть). Файл с фотографией выполненной работы присылаешь по почте или прикрепляешь в электронный журнал. Кстати, даже с этим бывают проблемы, как выяснилось - технические сбои то на стороне учеников, то на стороне преподавателей. В итоге, объективной оценки, даже на мой вполне либеральный взгляд ко всему происходящему, нет.

С другой стороны, и это немаловажно, у учителей есть внутреннее сопротивление к тому, чтобы переходить на нормальный дистанционный формат. Почему? Предлагаю разобрать

Много ли таких увлечённых преподавателей и детей мы знаем на очной форме обучения?  А ведь объяснение происходящего лежит и здесь!
(C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"
Много ли таких увлечённых преподавателей и детей мы знаем на очной форме обучения? А ведь объяснение происходящего лежит и здесь! (C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"

Что такое нормальный формат дистанта?

Как это должно выглядеть по уму? Дистанционная форма предполагает достаточно свободный, заочный формат обучения. То есть, выдаётся некий онлайн-ресурс для взаимодействия с учебной организацией, преподавателями. Даётся доступ к учебной литературе (в электронном и бумажном видах) и ресурсам. К слову, образовательных ресурсов в электронном виде сейчас немало. Многое гораздо интереснее выглядит, чем обычные уроки посещать. Разве что химию, биологию, физику не заменить - ничто не сравнится с живыми опытами, хотя, с другой стороны, мало кого сейчас допускают в обычных, усреднённых школах, до непосредственных опытов. Чаще всего, учительница что-нибудь показывает - то же самое можно посмотреть и на видео, в конце концов. Правда, сейчас даются симуляторы и тренажёры, где колдовать над всем можно самостоятельно.

В этом формате образования нет ежедневных уроков по 40 минут. Учителям задаются вопросы, организуются звонки, при необходимости, для консультаций. Возможна также семинарная форма. Казалось бы, что сложного?

Сложности здесь все чисто социальные: как минимум, половина педагогических работников окажется не у дел. Почему? Представьте, что вместо 3-4 учителей по предмету на школу (так оно сейчас) остаётся 3-4 учителя на десяток таких школ. А остальных куда? Бизнесом отправить заниматься? Так и бизнеса никакого не хватит, если честно. Вот и происходит очень интересная и грустная ситуация. Ситуация сопротивления со всех сторон. На ситуацию накладывается общий кризис системы образования. Старая болонская система показала свою нежизнеспособность. Новые системы проклёвываются, но в итоге преобразуются в такие вот "дистантные формы", как это происходит сейчас

Не надо бояться нового в образовательном процессе!
(C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"
Не надо бояться нового в образовательном процессе! (C) Depositphotos. Лицензировано для канала "Психология человеческих различий"

И что же? Есть ли выход?

Выход, на мой взгляд, всегда есть. Дай Бог, чтобы мы вышли из всей этой истории достойно! Случившаяся история в этом году с известным заболеванием обнажила огромный пласт проблем общественных и экономических. По счастью, многое, к чему мы шли годами, стало решаться за считанные недели и месяцы. Нужно придумать, что делать с выпадающими людьми - выпадающими, заметьте, на время. Многих преподавателей можно переучить на новый лад. Дистанционное образование тоже может быть интересным и увлекательным - просто нужна фантазия, смелость, воображение.

Что касается забастовок, протестов, подписей... Я думаю, что бороться надо за новые и достойные форматы обучения. Требовать серьёзной реформы образования и реальной цифровизации, а не только лишь на словах, где "профанация" выдаётся за результат. Если уж за что и бороться, предположив, что нормального образования не добиться, то за отмену ОГЭ для 9х классов в этом учебном году. Мне кажется, что от этого гораздо больше пользы будет.

Впрочем, дорогие читатели, вы можете со мной не согласиться. Я всегда приветствую конструктивную критику и дискуссии на моём канале. Предлагаю обсудить все изложенные здесь факты и мысли; может быть у кого из вас будут дельные предложения?

Понравились статьи о детях и их проблемах? Поставьте лайк. Также можете почитать:

"Ваша математика мне в жизни не пригодится"
"Эти несерьёзные профессии"
"Гиперактивные или просто невоспитанные дети?"