Когда мы слышим термин *дефицит внимания*, то возникает ассоциация с невнимательным и гиперактивным ребенком. Даже может возникнуть вопрос:А что же происходит с таким ребенком когда он вырастает? Он превращается во взрослого человека-а это, как ни странно, мы с вами.
Это мы отвлекались в детстве-не могли *собраться* и находились в дисфокусе.
Замечательный термин изобрел американский психиатр М.Хэлловэлл:Ситуационно обусловленный дефицит внимания.
Это значит, что у нас с вами есть ситуации, в которых мы не можем никак *собраться*. В голове хаос и гудеж, как в улье с пчелами, и мы не можем понять-чему уделить внимание первостепенно. Накапливаются различные задачи, которые необходимо решить, а мы не можем сосредоточиться и испытываем постоянный стресс.
В девяностые годы всех поголовно волновала тема СДВГ. Я вспоминаю себя:на самом деле, на уроках и во время выполнения домашнего задания дома, постоянно отвлекалась. И сейчас, я взрослая тетенька за сорок с хвостиком, делая что-то важное периодически на что-то отвлекаюсь.
Что же делать с дефицитом внимания? По сути-все правила, которые мы придумали для детей, чтобы они сосредоточились, можно применить и к нам взрослым.
Если мы говорили детям:Убери все отвлекающие предметы со стола и оставь только то, что поможет сосредоточиться на главном. То же самое применимо и к нам.
Над нами нет взрослых, которые нас контролировали и заставляли все делать правильно. Мы сами теперь родители не только своим детям, но и самим себе. Себе нужно говорить:Так, Анечка, ты попила-поела, теперь сделай утреннюю зарядку, а после этого-сядешь/пойдешь работать. Теперь я свой дисциплинатор и мне нужно самой себя удочерить и работать со своим дефицитом внимания.
Немаловажный фактор-помимо хорошего сна, правильного питания и физической активности, есть такая вещь, как эмоции. Понимание того, что работа со своими эмоциями, просто необходимо.
Если ты *выгорел*, чувствуешь что нет сил и пребываешь в стрессе, то приходит чувство ненависти к себе за собственную неорганизованность. Удивительно, но в момент жуткого страха или опасности, организм себя мобилизует. Он готовит тебя к тому, что у нас появляются фантастические силы, чтобы защитить себя и избежать опасности.
А если мы сталкиваемся с собственными эмоциями, то становимся бессильными.
Невозможно в себе иметь желание удавить всех вокруг и хорошо работать или учиться. Так что для начала необходимо разобраться со своими эмоциями, а потом уж сосредотачиваться. Если голова загружена неважным и ненужным, то ничего полезного в нее не загрузится.
Есть такое понятие как-структурность. Важно для себя выделить конкретное время для каких-то конкретных вещей.
Например во вторник у меня день университета-в этот день я учусь. Поэтому важно заранее договориться со своими домашними, чтобы тебя в этот день не отвлекали.
Также полезно проследить:в какое время суток у вас самая эффективная продуктивность и активность. В основном мы активны в утреннее время, поэтому не стоит его упускать в пользу ненужных дел.
Еще важно знать, что нас отвлекает и вовлекает. Вовлеченность в неважное (например чтение часами новостей)- мешает сосредоточиться на важном.
Или нас может отвлекать спасательство. Это когда мы начинаем спасать всех вокруг, вместо того, чтобы заниматься своими делами. Поэтому, если я хочу находиться в фокусе, то нужно поставить себя в центр своей Вселенной. Заботиться о себе и решать свои проблемы.
Самое лучшее, что мы можем сделать для своих мозгов-это когда мы активно подышали. Минут 10-15 физической активности между двумя блоками рабочих действий-сильно разгружают мозг. Дают возможность напитаться и окислиться кислородом, ускоряется метаболизм и мы начинаем лучше соображать.
Важно изобрести свою собственную инструкцию для самого себя. Отмечайте то, что у вас получается хорошо, вместо того-что сделано недостаточно. Потому что достаточно, как правило, никогда не будет.