Представьте, что вы – оператор на железной дороге и видите, как неуправляемый товарный вагон мчится по пути, который ремонтируют пять рабочих. Они не успеют отойти, если только вы не переведете стрелку, и вагон не пойдет по другому пути, где находится один рабочий. Принять решение – пожертвовать пятью или отнять одну жизнь – необходимо за несколько секунд. Как вы поступите?
Эта дилемма – известный этический мысленный эксперимент, впервые сформулированный философом Филиппой Фут и названный «Проблемой вагонетки».
Существует два противоположных философских подхода к ее решению: утилитарный (убить одного ради спасения нескольких) и «не навреди» (предоставить все на волю Бога и не предпринимать никаких действий).
За многие годы исследований большинство людей, обычно около 90%, выбирало убийство одного ради спасения пятерых. Однако до недавнего времени изучения реакции людей в обстоятельствах, приближенных к реальным, не проводилось. Ученые факультета психологии университета штата Мичиган во главе с психологом Дэвидом Наварретте провели эксперимент, в котором 147 участникам предлагалось решить «проблему вагонетки» в виртуальной реальности. Чтобы проверить психологическую и физиологическую реакцию людей в заданной ситуации, им на голову одевали шлемы, которые проецировали трехмерные изображения потенциальных жертв, и также прикрепляли электроды к коже испытуемых. Дополнительный эффект обеспечивали крики рабочих, на которых несся вагон.
Полученные результаты подтвердили предыдущие: 133 человека, т.е. 90%, перевели стрелку. Проанализировав измерения электропроводимости, ученые выяснили, что люди, более эмоционально возбудимые, были менее склоны к убийству. Те же, кто проявил холодный расчет, «убивали» одинокого рабочего гораздо быстрее.
На следующем этапе ученые поменяли условия: теперь вагон мог убить одного рабочего, если не направить его на пятерых. Другими словами, участникам нужно было принять пассивное решение, отказавшись от действия и позволив поезду раздавить рабочего. Снова 90% спасли пятерых. В среднем эти люди также были менее эмоционально возбуждены, чем те 10%, которые предпочли спасти одну жизнь.
Одним словом, люди, способные контролировать свои эмоции, гораздо вероятнее убьют одного ради спасения пятерых. Но авторы исследования делают оговорки.
Во-первых, мир виртуальной реальности все-таки не реален, уголовной ответственности за убийство трехмерного изображения не существует.
Во-вторых, на вопрос, смогли бы вы собственными руками толкнуть человека на рельсы ради спасения пятерых, только около 50% опрошенных ответили утвердительно. Никто не хочет пачкать руки в крови.
Наконец, по данным исследования 2010 года, опубликованного в «Журнале социальной, эволюционной и культурной психологии», только треть людей ради спасения пяти жизней пожертвовали бы жизнью близкого родственника, ребенка или возлюбленного.
Философы и психологи не раз критиковали исследования «проблемы вагонетки». Они утверждают, что эксперимент ничего не доказывает, поскольку он далёк от реальности и испытуемые не воспринимают его всерьёз. Но в результате научного прогресса подобного рода этические дилеммы становятся всё более насущными. Например, возможно, скоро выбор будут делать беспилотные автомобили, запрограммированные на совершение небольшой аварии, чтобы не попасть в крупное ДТП. А военные всерьёз подумывают над разработкой автономных боевых дронов, которым предстоит решать, рисковать ли жизнью гражданского населения ради поражения важной стратегической цели. Если мы хотим оправдать их действия с точки зрения этики, нам придётся решить заранее, как оценивать жизнь человека и как судить о том, что более ценно. Поэтому исследователи автономных систем тесно сотрудничают с философами в решении сложных проблем программирования этики машин. Это лишний раз доказывает, что даже умозрительные дилеммы могут входить в коллизии с реальной жизнью.
А что вы выбрали? Пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет еще интереснее!