Правильно расставлять приоритеты – это умение, которое очень пригодится ребенку в дальнейшей жизни. Уже сейчас оно может здорово облегчить процесс выполнения домашнего задания и сделать его максимально продуктивным!
Но как определить, какое из заданий самое важное? И нужно ли начинать именно с него? Ведь в школе этому не учат! 🤷🏻♀️
Даже сами психологи и педагоги расходятся во мнении относительно этого вопроса.
Давайте попробуем разобраться!
Вот методы, которые помогут определить оптимальный способ выполнения запланированных задач именно для вашего ребенка:
1. Начать с простого VS "Съесть слона" на завтрак.
Выполнить самые легкие задачи, а сложные оставить на потом. Именно так получится довести все дела до конца, ведь если ребенок начнет с того, что дается ему тяжелее, есть шанс зависнуть над ним и в итоге вообще ничего не сделать.
Если вы видите, что к концу дня ребенок уже утомился, но у него еще "висит" очень важное и большое задание или проект, приучайте его "есть слона на завтрак", то есть выполнять самое большое и тяжелое в первую очередь, чтобы потом спокойно выполнять дальнейшие задачи без чувства висящего груза.
Попробуйте оба метода и определите, какой подходит для вашего ребенка.
2. Начать с самого интересного и важного по мнению ребенка.
Но важность – понятие субъективное, и ребенку сначала нужно научиться выделять ее.
Как это сделать?
- Важно понимать, что здоровье и жизнь в бесспорном приоритете. То, что касается этих сфер, имеет наибольшую важность.
- Определить то, что ведет к достижению цели. Само собой, что если экзамены на носу, играть в футбол является менее приоритетной задачей, как бы ни был важен этот вид спорта для ребенка.
- Определить то, что касается семьи и личных ценностей. Это бесспорно важно и это нужно ребенку прививать.
- Определить то, от чего зависит работа и результаты других людей. То есть, нельзя подводить тех, кто на тебя надеется. Разумеется, есть случаи, когда приходится жертвовать этим. Но это крайние случаи, скорее даже реальная невозможность выполнить то, что от тебя ожидают.
- Определить то, что помешает ребенку получить запланированные результаты и тормозит выполнение других важных дел.
- Определить то, что ожидают авторитетные для ребенка люди. Это случаи, когда ребенок готов пожертвовать тем, что ему интересно, ради просьб родителей.
- Определить интересы самого ребенка.
3. Разделить все дела на две группы: важные и неважные.
Можно написать их в порядке уменьшения приоритетности, можно просто составить два списка. Возможно, какие-то задачи можно будет выполнить, когда ребенок отдыхает? А какие-то слишком большие – на несколько частей.
4. Определить важное и обязательное.
Это – два совершенно разных понятия. Конечно, бывает так, что тот же футбол намного важнее подготовки к словарному диктанту по русскому (зачем русский футболисту?), но ребенок не может написать диктант на 2, так как это повлияет на средний балл, и оценку придется исправлять! Возможно, даже ценой футбольных тренировок.
5. Распределение дел по срочности.
Наглядно можно это сделать, используя матрицу Эйзенхауэра. Все дела, которые необходимо выполнить, делятся на три категории по уменьшению приоритетности, и их выполнение именно в таком порядке дает наиболее продуктивный результат:
- Дела важные и не срочные
- Дела важные и срочные
- Дела не срочные и не важные
- Дела срочные, но не важные
А чтобы для ребенка это было проще и наглядней можно переименовать категории дел, приписав им названия животных с их характерными качествами:
- Лев
- Бегущий конь
- Улитка
- Белка в колесе
6. Метод всплывающего пузырька.
Детям, которым так и не удается правильно расставить приоритетность дел, можно попробовать этот метод.
Для этого нужно все задачи записать в столбик и сравнивать между собой, что важнее, начиная с двух первых, затем вторую и третью и т. д., перемещая по приотритетности так, чтобы самым первым шло самое важное дело.
Обсудите с ребенком все эти пункты, объясните, что следует за их соблюдением и не соблюдением, и постепенно он придет к наиболее продуктивной деятельности и желаемым результатам!