Имеют ли право на существование в открытом доступе рисунки с изображением йони?
Ответы эксперта Art Collecting.
Вопрос №1: Что является предметом #изображения на каждом из представленных на исследование объектов, каковы их смысловое содержание и характеристики?
Ответ:
На изображении №1 представлены шесть рисунков, в которых можно распознать ненатуралистические мотивы женского начала — йони. Йони — санскритский термин, часто используемый для обозначения [...]. Слово имеет большое количество различных значений — как в мирском контексте, так и в религиозном: «источник, происхождение, место отдыха, сиденье, вместилище, хранилище, жилище, дом, гнездо». Вероятно, именно йони является предметом изображения №1.
Предметом изображения №2 может являться фрагмент женского тела — туловище, ноги.
Предметом изображения №3 может быть йони.
Предметом изображений №4 и №5 может быть как йони, так и фрагмент женского тела — половой орган (в центре композиции) и руки.
Предмет изображения №6 — женщина на кушетке.
Предметом изображения №7 являются руки и абстрактные фигуры, в очертаниях которых можно распознать как йони, так и фруктовые дольки.
Предметом изображения №8 является рука и абстрактный объект.
Предметом изображения №9 является фрагмент тела: туловище, рука, ноги.
Вопрос №2: В каком стиле и манере (условный, абстрактный, нефигуративный, реалистический и тд) исполнено каждое из представленных на экспертизу изображений?
Ответ:
#Стиль каждого из изображений имеет индивидуальность, что характерно для современного искусства; большинство совмещают абстракцию и фигуративность. Авторы изображений №1, №2, №3, №4, №5, №7, №8, очевидно, отталкиваются от реальности, но стремятся заходить в пластические эксперименты, переходить в нефигуративность. В изображениях №1, №2, №3, №4, №5, №7, №8 прослеживается мотив женского начала. Композиционно-пластическе решение каждого из них имеет своеобразие.
Для рисунков, представленных на изображении №1 характерны черты символизма, абстрактного сюрреализма, при этом композиционно-пластическе решение фрагментов изображения с цветами отсылают к реалистической традиции.
В изображении №2 прослеживаются отсылки к импрессионизму. Автор избегает подробностей в рисунке и пытается передать общее впечатление от того, что видит в конкретный момент.
В изображении №3 можно распознать отсылки к экспрессионизму, гиперреализму.
Для рисунков, представленных на изображениях №4 и №5 характерны черты гиперреализма, но при этом они далеки от реалистической традиции, к которой отсылает рисунок на изображении №6 или изображении №9.
Вопрос №3: Может ли лицо не обладающее соответственными специальными познаниями понять и точно идентифицировать для себя, что представлено на каждом рисунке?
Ответ:
Могу предположить, что лицо, не обладающее соответствующими специальными познаниями, не сможет точно идентифицировать для себя, что на ином рисунке именно йони, если это действительно так, что может быть не очевидно и эксперту.
Вопрос №4: Попадают ли представленные на исследование изображения под понятие порнографии и порнографических материалов?
Ответ:
Я не знакома с судебными прецедентами, которые повлекли за собой признание порнографией изображений йони, а также копий, оммажей, стилизаций под рисунки Климта или Шиле с изображенями обнаженного тела, репродукций произведений искусства Древней Греции и Древнего Рима или рисунков к изданиям Камасутры. Считаю, что представленные на экспертизу изображения не попадают под понятие порнографии.
Считаю также, что в случае, если суд решит иначе, то широкая общественность об этом должна быть уведомлена, чтобы избежать последующих прецедентов, которые могут повлечь за собой публикации в открытом доступе репродукций многих произведений искусства.
Вопрос №5: Имеют ли представленные на экспертизу материалы историческую, художественную или культурную ценность, предназначены ли они, а так же могут ли использоваться в научных или медицинских целях, либо в образовательной деятельности в установленном федеральным законом порядке?
Ответ:
Термин «культурная #ценность» встречается в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Согласно Конвенции культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного населения каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, #книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные #коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.
Как правило такие культурные ценности находятся под специальной защитой.
Репродукции произведений искусства, которые представлены на экспертизу, не находятся под специальной защитой.
Для признания произведения искусства культурной ценностью требуется иная экспертиза, предполагающая знакомство не только с репродукцией, но и с оригиналом в установленном порядке.
Термин «культурная ценность» также присутствует в Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям. Под культурными ценностями настоящая Конвенция принимает ценности, которые, с точки зрения религиозной или светской, обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции.
Объективных критериев для оценки так называемой «художественной ценности» нет, поскольку в нормативных документах РФ данный термин не представлен. Критерии оценки так называемой «художественной ценности» могут варьироваться.
В научных или медицинских целях представленные на экспертизу репродукции использоваться не могут, поскольку в них отсутствует графическая или фотографическая точность изображений половых органов.
Вопрос о стандартах образовательной деятельности целесообразно задать преподавателям учебных заведений.
Вопрос №6 пропускаю, поскольку он предназначен психологам.
Вопрос №7: Являются ли порнографическим материалом сцены демонстрирующие картины с изображением женского полового органа в сериале “Секс в большом городе” (5 серия 1 сезон)
Ответ:
Нет. Также хочу отметить, что для меня не очевидно, что сцены демонстрируют картины с изображением именно женского полового органа.