Найти в Дзене

Сложности с декорациями в советском кино: как это было. Дракон из бумаги - это слишком просто.

Оглавление

В современном мире снять любого жанра кино можно в одной комнате с зелеными стенами, создавая минимум декораций. Драконы, пустыни, космос и сказочные существа – все это и многое другое сейчас делается с помощью графики и работы в редакторах. Умные компьютеры сейчас в разы облегчают жизнь режиссерам и постановщикам. Техника, способная создать в экране нужные эффекты, появилась гораздо позже самого кино.

И тут назревает вопрос: как же создавались декорации и эффекты в советском кинематографе?!

Вот вам одни из самых популярных советских фильмов с небольшой историей съемок.

«Иван Грозный»

Первая серия исторического фильма был снята Сергеем Эйзенштейном во время ВОВ. Вся съёмочная группа с минимумом материалов для декораций была эвакуирована в Алма-Аты, где не было больших павильонов киностудий. Местное правительство выделило под съемки фильма дом культуры.

Декораторам удалось воссоздать палаты, боярские дворы и даже Успенский собор Московского Кремля. Фанеры не хватало, поэтому выкручивались как могли и использовали для постройки стен местный кустарник. Из него плелись циновки, которые в последствии штукатурились и расписывались вручную.

В военно время не так просто снимать фильм, уж непростая задачка была у Эйзенштейна. Несмотря на то, что созданные интерьеры отличались от реальных зданий, а съемки фильма происходили по ночам (в дневное время вся электроэнергия уходила на заводы, которые работали для фронта) – фильм получился, и мир его увидел.

Также съемке фильмов помогали музеи города, которые передали из своей коллекции ценностей несколько рулонов парчи и бархата 18-19 веков, а также подлинные церковные облачения. Ткань экономилась, и боярские костюмы были «наполовину», т. е. сшита была видимая на экране часть актера.

-2

Идея фильма принадлежала самому Сталину, который лично следил за съёмками, успевая руководить фронтом. По его распоряжениям привозили реквизит специально из Москвы, а многие недостающие предметы искали в Казахстане.

«Василиса Прекрасная»

Для съемок фильма по эскизам художника построили небольшую деревню в поле под нынешним Сергиев-Посадом, хоть и большая часть сцен была снята в Ялте. Туда по частям доставляли главную декорацию фильма – Змея Горыныча. В сборе трехглавый дракон был 11 метров в длину и 5 в высоту. Изнутри чудовищем управляли больше 20-ти человек, каждый из которых отвечал за движения частей тела.

-3

Александр Роу – создатель фильма – отказался от дракона из картона, поэтому заказал его на Экспериментальном заводе игрушек в Загорске. Для перевозки из Загорска в Симферополь было использовано четыре ж/д платформы, а из Симферополя в Ялту 18 грузовиков.

«Война и мир»

Самая затратная по бюджету на декорации картина советского кино. Более 50 различных предприятий изготавливали реквизит. Например, Гусевский хрустальный завод воссоздал вазы по образцам 17 века, а Ломоносовский фарфоровый завод изготовил сервиз на 100 персон.

Площадь декорации сцены «Первый бал Наташи Ростовой» была 1400 метров кв. Сам же танцевальный зал воссоздали в самом большом павильоне «Мосфильма». Реквизит для этой сцены был предоставлен многими государственными учреждениями культуры: старинные люстры, некоторые костюмы и мебель.

-4

Сцена «Пожар Москвы», в которой Наполеоновские войска захватили столицу, была одной из самых сложных и опасных. Пиротехники готовили специально отстроенные деревянные дома (11 штук) и Сухаревскую башню высотой в 30 метров на протяжении нескольких часов. Они закладывали пакли с керосином, дымовые шашки и гранаты, чтобы по команде Сергея Бондарчука «Москва» воспылала огнем.

Пожар снимали операторы, одетые в специальные защитные костюмы, сами камеры были в огнеупорных чехлах, а их, на минуточку, было 5 штук.

-5