В современном мире снять любого жанра кино можно в одной комнате с зелеными стенами, создавая минимум декораций. Драконы, пустыни, космос и сказочные существа – все это и многое другое сейчас делается с помощью графики и работы в редакторах. Умные компьютеры сейчас в разы облегчают жизнь режиссерам и постановщикам. Техника, способная создать в экране нужные эффекты, появилась гораздо позже самого кино.
И тут назревает вопрос: как же создавались декорации и эффекты в советском кинематографе?!
Вот вам одни из самых популярных советских фильмов с небольшой историей съемок.
«Иван Грозный»
Первая серия исторического фильма был снята Сергеем Эйзенштейном во время ВОВ. Вся съёмочная группа с минимумом материалов для декораций была эвакуирована в Алма-Аты, где не было больших павильонов киностудий. Местное правительство выделило под съемки фильма дом культуры.
Декораторам удалось воссоздать палаты, боярские дворы и даже Успенский собор Московского Кремля. Фанеры не хватало, поэтому выкручивались как могли и использовали для постройки стен местный кустарник. Из него плелись циновки, которые в последствии штукатурились и расписывались вручную.
В военно время не так просто снимать фильм, уж непростая задачка была у Эйзенштейна. Несмотря на то, что созданные интерьеры отличались от реальных зданий, а съемки фильма происходили по ночам (в дневное время вся электроэнергия уходила на заводы, которые работали для фронта) – фильм получился, и мир его увидел.
Также съемке фильмов помогали музеи города, которые передали из своей коллекции ценностей несколько рулонов парчи и бархата 18-19 веков, а также подлинные церковные облачения. Ткань экономилась, и боярские костюмы были «наполовину», т. е. сшита была видимая на экране часть актера.
Идея фильма принадлежала самому Сталину, который лично следил за съёмками, успевая руководить фронтом. По его распоряжениям привозили реквизит специально из Москвы, а многие недостающие предметы искали в Казахстане.
«Василиса Прекрасная»
Для съемок фильма по эскизам художника построили небольшую деревню в поле под нынешним Сергиев-Посадом, хоть и большая часть сцен была снята в Ялте. Туда по частям доставляли главную декорацию фильма – Змея Горыныча. В сборе трехглавый дракон был 11 метров в длину и 5 в высоту. Изнутри чудовищем управляли больше 20-ти человек, каждый из которых отвечал за движения частей тела.
Александр Роу – создатель фильма – отказался от дракона из картона, поэтому заказал его на Экспериментальном заводе игрушек в Загорске. Для перевозки из Загорска в Симферополь было использовано четыре ж/д платформы, а из Симферополя в Ялту 18 грузовиков.
«Война и мир»
Самая затратная по бюджету на декорации картина советского кино. Более 50 различных предприятий изготавливали реквизит. Например, Гусевский хрустальный завод воссоздал вазы по образцам 17 века, а Ломоносовский фарфоровый завод изготовил сервиз на 100 персон.
Площадь декорации сцены «Первый бал Наташи Ростовой» была 1400 метров кв. Сам же танцевальный зал воссоздали в самом большом павильоне «Мосфильма». Реквизит для этой сцены был предоставлен многими государственными учреждениями культуры: старинные люстры, некоторые костюмы и мебель.
Сцена «Пожар Москвы», в которой Наполеоновские войска захватили столицу, была одной из самых сложных и опасных. Пиротехники готовили специально отстроенные деревянные дома (11 штук) и Сухаревскую башню высотой в 30 метров на протяжении нескольких часов. Они закладывали пакли с керосином, дымовые шашки и гранаты, чтобы по команде Сергея Бондарчука «Москва» воспылала огнем.
Пожар снимали операторы, одетые в специальные защитные костюмы, сами камеры были в огнеупорных чехлах, а их, на минуточку, было 5 штук.