Статья получилась большая, если читать неудобно, и Вам проще смотреть видео, то специально для такого случая я записала всё в видеоформате.
Оценка и понимание живописи всегда меняются вместе с отношением общества к художественному производству. Внутри длительных дискуссий и критики переосмысливается, что такое прекрасное, безобразное, реальное, идеальное и другие эстетические нормы.
Вот примеры самых яростных критических оценок художников:
“...они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку… Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия”, - возмущенно писал критик Альбер Вольф.
“Счастье еще, что все эти с позволения сказать художники, страдающие дальтонизмом, избрали для себя путь служения искусству. А что, если бы им вздумалось поступить служащими на железную дорогу?” - говорилось в газете «Эвенман».
Вы уже догадались, кому предназначались эти нападки? Верно, авторам зарождающегося импрессионизма. Но почему эта новая живопись так не понравилась обществу? Вряд ли кто-то из нас сегодня решится оспаривать талант импрессионистов и их утонченное творчество. Почему же для того времени это новое течение можно уверенно назвать революционным?
Чтобы это понять, нужно перенестись в середину XIX века в столицу искусств - Париж. В то время и то место в потоке истории, когда происходят переломные события, подготавливающие принципиально новую эпоху изобразительного искусства. Узнать в какой политической и духовной атмосфере жили импрессионисты, по каким улицам Парижа ходили #художники и их современники, в какие кафе они заходили. Что означал в это время Салон, и как появились другие выставки. Всё это есть некая среда, некий контекст, в котором поставленные выше вопросы становятся более понятными.
Что собой представляет Париж в это время, а именно с 60-х годов до конца XIX века
Первые будущие импрессионисты родились примерно в 30-40-е годы XIX века. То есть революция 30-го года была позади, а когда произошло следующее судьбоносное событие - революция 48-го года, они были ещё очень молоды. Их сознательная жизнь начинается в конце 40-х, в 50-е годы. Живопись этого времени можно спокойно присоединить к искусству классической эпохи, базирующимуся на идее, что любое изображение переводится в слово. Это #искусство повествования, нарратива, связного изложения сюжета картины и события. Тогда почти каждое произведение живописи имело в основе своей какой-то текст, чаще всего Библию или поэму “Метаморфозы” Овидия.
Вместе с тем в 50-е годы происходит постепенное переключение к искусству, которое имеет отношение к событиям, происходящим в реальном времени. Середина ХIX века связана со скандалами по утверждению реализма - самого авангардного стиля во французской живописи того времени.
Но кроме искусства, есть наиболее широкий контекст, о котором стоит поговорить
Революция 1848 года учредила во Франции республику. Волею судьбы президентом этой республики оказался Луи Наполеон. Однако, по мере укрепления власти президента, её тенденция становится всё более угрожающей, и наконец Луи Наполеон, провозглашает себя императором - Наполеоном III. Он доводит Францию до катастрофы - войны с Пруссией, которая закончилась постыдным поражением империи. Пруссаки дошли до Парижа, Наполеон III был свергнут, а #Франция опять стала республикой. Французы ощутили через этот очень болезненный процесс физическое движение истории. То, что было до теперь невозвратное прошлое, оно закончилось.
Но мы с вами всё-таки вернемся на несколько лет назад и отметим, что Луи Наполеон оставил не только политический след в истории Парижа. Он создал новую архитектурно-пространственную среду главного города в Европе. Луи Наполеон приказал перестроить столицу. Занялся этим делом префект Парижа барон Жорж Эжен Осман, который преобразил город и оставил своё имя в истории парижской архитектуры навсегда.
Надо вспомнить, что #Париж имеет очень длинную историю. Основали его ещё римляне, которые построили крепость на острове посреди Сены. С этого всё началось, затем уже город стал перекидываться на берега реки. Париж в средние века имел кривые улочки, застроенные узкими, но высокими домами. До середины XIX века в Париже не было канализации, город был грязный, с плохой водой. Ночные горшки выливали прямо из окон на улицу. Да, был собор Нотр-Дам, шла реконструкция зданий Лувра, уже формировалась Площадь Согласия, строились некоторые роскошные ансамбли. Но всё это возникало среди странной паутины средневековых улочек, вдоль которых протекали сточные канавы. Никого это не смущало. Французы жили как сто или двести лет назад. В лабиринтах из узких улочек, тупиков, двориков путалась повседневная парижская жизнь.
За несколько лет Осман превратил этот лабиринт в сеть прямых широких бульваров и проспектов. Некоторые из них достигают 30 метров в ширину. Появляются мощные мосты, городские парки и первый ипподром. Это были сумасшедшие годы. Париж становится супермодным городом с красивой застройкой, он получает новый нарядный вид. Широкие тротуары, на которые можно выбросить стулья кафе, нарядные магазины с нарядной толпой. Это Париж, по которому можно гулять.
Реформа Османа создала ту среду, в которой жили импрессионисты, в которой они творили, в которой они спорили, в которой их осмеивали. Никаких бульваров до гигантской перестройки средневекового Парижа не было. Новый город, новые люди и развлечения, в этом Париже задышало новое искусство.
Эти же годы наполнены технологическими инновациями, которые привели к промышленной революции, распространению железных дорог и электричества. Альянс революциий: политической, которая изменила социальную структуру, и технологической, подсознательно меняет восприятие действительности, задает другой темп передвижения и другую оптику.
Импрессионисты влюбились в красоту современности, которая отключила все апелляции к истории. За полотнами художников нет символа, нет аллегорий, они показывают то, что есть здесь и сейчас, с той изменившейся оптикой видения, которую формирует вторая половина XIX века.
Конечно, #импрессионизм - это живопись не только большого города. Но даже когда художники выезжали на природу или поселялись в пригороде столицы, всё равно за спиной чувствовали биение культурного сердца Франции. Современный Париж того времени меняет отношение человека к действительности, приучает его к другому отношению к объектам. Импрессионисты в своих работах хотят создать иллюзию реальности, запечатлеть пейзаж или кусочек из жизни с максимальной точностью передачи атмосферы действительности.
А вот теперь самое время рассказать о главной художественной выставке того времени — парижском Салоне
С тех пор, как король Людовик XIV распорядился проводить его каждый год, за 300 лет мало что менялось. Вообще, Салон имеет два значения: буквальное - это выставочная площадка для живописи, переносное - это выражение доминирующего вкуса, не всегда высокого. Это мейнстрим. Салонное искусство любит большинство, понимает большинство. Зритель приходит туда, чтобы увидеть знакомое, что уже вошло в его картину мира. А Салон потакает его желаниям и массовому вкусу. В свою очередь академисты пытались отстоять и защитить право показа в Салоне только традиционной живописи, большого и чистого искусства. В XIX-м веке импрессионисты по большей части находились в конфликте с доминирующими вкусами и публикой. Салон с его жюри-фильтром, отсеивал то, что не похоже на общепринятое. Именно в конфликте, в сложном взаимоотношении с этим массовым вкусом формировалось новое искусство, которые мы сейчас любим и легко понимаем.
Луи Наполеон, который правил не очень успешно, интересовался художествами, посещал выставки, внимательно рассматривал картины. Весной 1863 года впервые случилось нечто неслыханное во французской истории искусства. А именно, когда академическое жюри отвергло более половины представленных на Салон работ сотни художников, Луи Наполеон лично распорядился провести отдельную экспозицию непринятых полотен - "Салон отверженных". Это стало своего рода инфраструктурной сенсацией. Таким образом происходит постепенная замена одной на всех выставки, за которой следит художественная элита, галерейной системой, которая появляется прежде всего как магазины дилеров живописи. Это то инфраструктурное изменение XIX века, которое помогает альтернативному искусству выделиться и уйти из-под пресса официальных институций. Дорога импрессионизму была открыта, и он постепенно распространяется по всему миру. Публика начинает увлекаться новыми художниками и их полотнами, появляются хвалебные статьи о их творчестве. Но пройдут целые десятилетия прежде, чем и публика, и критика увидят в осуждаемых прежде импрессионистах классиков французского искусства.
Спасибо за прочтение, надеюсь Вам понравилась статья и Вы многое узнали об истоках импрессионизма. Если Вам интересна жизнь великих художников этого стиля, то посетите мой канал. Пожалуйста, не забудьте подписаться, чтобы мы встретились с Вами в следующей статье.