Найти тему
Физиолог

Что же нас так тянет в холодильник?

Слово «дофамин» часто воспринимают буквально как название нейромедиатора. Но в культуре это — скорее модель, описывающая вид поведения, когда чего-то хочется и есть вариативность награды.

Например, тебе дома скучно, и ты не знаешь, чем себя занять. Что ты делаешь? Заглядываешь в холодильник!

Ты знаешь, что за последние полчаса в лучшую сторону там ничего не поменялось. Но всё равно открываешь дверцу: «А вдруг там что-то можно доесть?» Это дофамин.

У тебя как бы есть вариативность, интрига: есть там что-то вкусненькое или нет, как будто ты забыл. Такая же ситуация складывается, когда грузишь публикацию в ФБ или Инстаграм и каждые 5 минут заходишь проверить количество лайков. Это тоже дофамин.

Фокус твоего внимания управляется отделом мозга с дофаминовыми рецепторами. Чем больше дофамина, тем более увлекательным кажется занятие. Чем меньше — тем оно скучнее. В каждый момент времени мозг анализирует, где бы достать еще дофамина за наименьшие инвестиции энергии: и физической, и когнитивной.

Делаешь скучную работу — от нее дофамин постепенно падает. Мозг ищет, где бы получить удовольствие с меньшими затратами интеллектуальных ресурсов. И вот ты уже скатился в скроллинг фейсбука или инстаграма, которые оптимизированы на выдачу максимального количества дофамина без когнитивных усилий.

И вся суть социальных сетей — конкуренция за наше внимание. Они хотят дать мозгу больше дофамина за меньшие затраты интеллектуальных ресурсов. А наш дофамин становится всё дешевле и дешевле.