Безумие автора не знало границ. И засобирался он однажды в ЦАМО (архив Минобороны). Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий историк доползёт в Подольск в сранскую рань в ЦАМО. Так гласит народная мудрость.
И взял автор из издательства справку, печатями разузоренную, и поехал спозаранку... (Да, архив открывает двери только до полудня, а находится в попе мира). А теперь вообразите себе дамочку с розовыми рогами, которая лезет в проходную на режимный объект со справкой, что она типа писатель, а в справке (на будущее) указано два десятка формирований, его интересующих.
Сказать, что архивные тётки смотрели на меня, как на олигофрена, это не сказать ничего. Судя по всему, писателей здесь видели в последний раз лет -дцать назад. На общем фоне среди полканов в отставке и седовласых профессоров дамочка с розовыми рогами смотрелась дико, я понимаю. Я ко всякому вообще привыкла за последние годы. Выглядеть олигофреном тоже.
Архивные тётки рассматривали мою солидную многоцветную справку разве что не под микроскопом, но в итоге она им пришлась по душе. А потом они тяжело вздохнули: «Девушка, кажется, вы не в себе? Вы понимаете, какой объём информации вас интересует? У вас есть более узкая тема научного исследования? Что означает «роман»? — «А я и не утверждала, что я в себе, — сказала я. — Я очень не в себе, издалека видно же. Поэтому начнём по списку с самого начала...»
— Хорошо, какая у вас первая тема исследования?
— А первая — это вопрос, как в далёком ноябре сорок первого поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем. И кто из них прав.
— Докладывайте конкретно!
— Пёс бы вас подрал! Документы штаба ЗапФ и штаба 16А за ноябрь 1941 года, в частности, записи переговоров и радиограммы, а заодно документы штаба 1 гв. ТБр за тот же период.
В общем, я поняла, что темы должны звучать внушительно и напоминать заголовки докторских диссертаций, а потому ловко придумала парочку. И вынесли мне толстенные списки дел. Половина из которых засекречена (прав был писатель Слепухин, назвав это Великой засекреченной войной).
А всё началось с того, что популярный историк Икс прочитал разгромную лекцию на тему «Как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем». Выглядело это именно так, по-гоголевски. Выкопав из тырнетов одну справку, пару мемуаров и книжку из домашнего архива Иван Иваныча, историк Икс заявил, что в знаменитом споре прав был Иван Иваныч, а Иван Никифорович его не послушал, вредный гад, и отправился на гиблое дело. Основной аргумент: Иван Иваныч громче ругался на страницах книжки. В общем, не аргумент, как вы понимаете:). Хотя я тоже люблю громко ругаться, каюсь... История потонула во мгле. Во-первых, неизвестна дата спора, во-вторых, аргументы Иван Иваныча представлены только кратко в виде ответа в интервью 60-х годов (нашла я, не мистер Икс). И, наконец, простым гуглежом на сайте Минобороны откапывается скан приказа Иван Иваныча Иван Никифоровичу, а значит, последний самоуправства не творил. Помимо этого всего, поступила тонна ценной информации от поисковика Валерия относительно танкистов (см. заметку про Скирманово).
Итак, переписав тьму цифр в тьму бланков (очередная проверка на скорость соображалки: попробуй сходу разберись, что куда писать и где смотреть, второй раз тётки не объясняют и вообще «Шустрее, скоро полдень, конец приёма требований»), я заслужила наконец похвалу тёток (видимо, с первого раза с этой задачей справляются немногие), велено было ждать 15 минут на перепроверку и — о, боги Олимпа! — приезжать завтра строго к 9 утра.
«Иначе не дадим!»
Да, я знаю, зачем люди ездят в архив. Чтобы всю (или почти всю, кроме секретной) правду-матку узнать и дерьмища по уши наесться. Иногда кажется, что мемуары пишет один человек, а ведёт журнал боевых действий другой. Хотя и там, и сям его подпись. Кареты превращаются в тыквы, а танки — в баклажаны.
Но самое печальное в этой истории — вовсе не архивные тётки («Иванов, Петров, Огурцов, на выдачу ар-р-тилерии стройсь во второй кабинет! Линде на выдачу танковых частей стано-о-вись!»), гораздо страшнее шайтан-машины, которые стоят в читальном зале. Не знаю, чей безумный разум и зачем их изобрёл и как они вообще дожили до 21 века. Поясняю: многие документы армий и фронтов выдаются не в виде толстенных папок, а в виде рулетиков. То есть ч/б плёнки в железных коробочках. А те коробочки выдаются в большой деревянной шкатулке, а к этому всему прилагаются некие запчасти от шайтан-машины. Сама машина — это гигантский монитор с железными перегородками, как в кабине совкового сортира, в эту конструкцию нужно вставить линзы, какую-то хреновину для настроек переворота кадра, а также саму плёнку, пропустив её в правильном порядке через шесть роликов (не путать, где плёнка проходит сверху и где снизу), установить стекло с подсветкой и зажав между двумя катушками. «Запомни, сволочь, с первого раза!» — намекает тётька и показывает, как двигать кадр с помощью металлического поддона, настраивать резкость и переворачивать кадр (да-да, некоторые документы сфотканы по горизонтали, а другие по вертикали). Не нужно быть специалистом по истории, чтобы понять: эта шайтан-машина — современница мамонтов и трицератопсов. Ей-богу, на этом фоне даже колченогая кикимора, на которой в Ленинке показывают микроформы, покажется вам вершиной конструкторской мысли.
Добро пожаловать в адок!
ЗЫ. Спустя три недели тётьки сменили гнев на милость и даже спросили, где и почём я заплела розовые рога.