Военные фильмы, содержащие в себе антимилитаристскую повестку - это довольно распространённое явление в кинематографе. Кино, как и любое другое искусство, имеет свойство вбирать в себя дух времени и реагировать на самые волнующие события, происходящие в мире. А какое событие может быть более будоражащим и чудовищным, чем война? Неудивительно, что за сто с лишним лет существования кинематографа большие экраны показали нам несметное количество фильмов на эту тему. Военный жанр со временем совершенствовался, претерпевая значительные изменения, и обрастал такими шедеврами как «Апокалипсис сегодня», «Цельнометаллическая оболочка», «Спасти рядового Райана» и многими другими. Каждая из картин в своё время считалась новаторской. Подобные культовые фильмы не уходят в забвение спустя несколько лет, они не просто регулярно просматриваются любителями кино и в наше время, но и служат эталоном и примером для современных авторов, которые вдохновляются ими для создания собственных произведений. Фильм «По соображениям совести» 2016-ого года, о котором пойдёт речь, вряд ли можно назвать прорывным, и в нем как раз таки очень четко прослеживается цитирование тех самых культовых работ, которые упомянуты выше. Однако от этого картина не теряет своей оригинальности. Мэл Гибсон, который выступил в роли режиссёра, сумел снять довольно впечатляющее кино, вдохновляясь и пользуясь лучшими традициями классического военного жанра.
В начале просмотра нас встречает знакомый титр - «Based on a true story». Фильмы, основанные на реальных событиях смотреть всегда интереснее, так как зрителей подкупает факт того, что показанное на экране хоть и не в точности, но все же происходило на самом деле. А когда узнаёшь, заглянув в описание к фильму, что прототипом главного героя стал американский солдат, который умудрился получить звание героя войны, при этом ни разу не держав в руках винтовку, интерес возрастает вдвое. В картине повествуется о молодом парне по имени Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд), который из-за своих твёрдых моральных принципов, основанных на вероисповедании, отказывается от любого контакта с оружием. Все бы ничего, но юноша также как и остальные добровольцы из его городка, рвётся на фронт, дабы отдать долг своей стране. Из-за своих убеждений ему предстоит столкнуться с огромным количеством проблем, начиная с нападок со стороны сослуживцев и заканчивая военным трибуналом.
Фильм условно можно поделить на три части: мирная жизнь, военная подготовка и непосредственно сами боевые действия. Похожим приемом воспользовался в своё время Стенли Кубрик в «Цельнометаллической оболочке». Он провёл в середине картины граничную линию, разделяющую ее на армейскую (казарменную) и военную (боевую) части. Сделано это было с целью наиболее наглядно показать процесс обезличивания и якобы «постепенного превращения новобранцев в смертельное оружие для убийства», а также, в целом, обрисовать абсурдность такого явления как война. В случае с «По соображениям совести» все проще. Мел Гибсон вряд ли хотел донести что-то особенное, пользуясь этим. Такое яркое деление на части просто давало возможность сюжету закономерно развиваться. Однако зритель, знакомый с «Цельнометаллический оболочкой», будет рад возможности во время просмотра провести параллели с фильмом Кубрика, которых тут довольно много.
Пацифистский настрой главного героя отражается на идейной составляющей ленты. Посредством рассказанной истории, режиссёр доносит до нас достаточно тревожные мысли, которые просто не укладываются в голове. Страшнее всего осознавать то, что человек, отказывающийся убивать, приравнивается к безумцу, трусу и преступнику. Наверное более подходящего доказательства абсурдности и несостоятельности армейской системы найти просто невозможно. Десмонд Досс перетерпев все упреки, насмешки и обвинения в свою сторону, впоследствии доказал, что именно несгибаемая сила духа, способность к самопожертвованию ради других и вера в собственные идеалы стоят в разы больше, чем навыки, приобретённые на подготовительном полигоне.
Ранее написав о том, что картина не является прорывной, я немного слукавил. Все таки техническая сторона «По соображениям совести» ничуть не уступает, а может даже и превосходит своего старшего брата «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Третья часть фильма, которая погружает зрителей в самую гущу военных событий, является самой впечатляющей и эффектной. Сцены по захвату хребта в Окинаве одновременно поражают своей хореографической отточенностью и ужасающей гиперреалистичностью. Виртуозный монтаж не даёт возможности оторваться от экрана и держит в напряжении вплоть до прекращения боевых действий. Данное зрелище точно противопоказано для слабонервных. Мэл Гибсон, отсылаясь к знаменитой высадке в Нормандии из «Спасти рядового Райана», следует примеру Спилберга, демонстрируя самую настоящую кровавую бойню.
Что касается актерских работ, то тут отдельной похвалы заслуживает исполнитель главной роли. Эндрю Гарфилд, успевший в этом же году отличиться в религиозной драме «Молчание» у Скорсезе (про неё вы можете почитать на этом канале, перейдя на его страницу), вновь демонстрирует очень уверенную игру. Образ убежденного пацифиста принёс ему номинацию на Оскар, причём вполне заслуженно, учитывая другие его успехи в 2016.
Итак, несмотря на некоторую простоту и брутальность, «По соображениям совести» выигрывает за счёт своей масштабности и эффектности. Мэл Гибсон, взяв за основу захватывающую подлинную историю, сумел создать добротную военную драму. Поставить ее в один ряд с «Цельнометаллической оболочкой» и «Спасти рядового Райна» вряд ли получится, однако нельзя отрицать то, что фильм определенно удался и вполне заслуживает вашего просмотра.