Талантливый кинорежиссер, в очередной раз, снял киношедевр из недавнего прошлого нашей страны!
Был социальный заказ от группы «дорогих товарищей». Дали, кинорежиссеру, немного, всего 150 млн. рублей и сказали: «Андрей Сергеевич, сними, пожалуйста, гениальный фильм о «единственном случае подавления войсками стихийного народного протеста в 60-е годы в СССР!» Уж больно россияне стали идеализировать СССР и идеи социализма. Нехорошо это!.. Надо их, чуточку, отрезвить, силой киноискусства…»
Просят- снял!
А россияне фильм бойкотируют. Непонятно им высокое искусство. В его поддержку, по центральным медийным каналам выступают очень грамотные и уважаемые теле- и радиоведущие.
Уговаривают: «Сходите, дорогие товарищи, посмотрите, с Вас не убудет!.. Картина-то, в целом, хорошая!.. И кинорежиссер талантливый, и отмеченный международным вниманием...»
Но нет, не идут, упрямые россияне, в это самое кино, для них словно красная тряпка словосочетания: «Кинофестиваль в Чикаго», «Кинофестиваль в Венеции», выдвижение на «Оскар». Хуже может быть только: «Нобелевская премия»…
Можно простить Андрею Сергеевичу все его прежние заслуги, но только в одном случае, если они снимет честный фильм про «Ленский расстрел 17 апреля 1912г.»
В тот период ещё существовала Великая Российская империя. И не был далекий 1912г. кризисным и голодным, экономика огромной страны находилась на подъеме и бурно развивалась.
В Восточной Сибири в 4500км к востоку от Москвы, на территории теперешней Иркутской области, в районе городка Бодайбо, на реке Витим, находились «Ленские золотые прииски».
Рудниками владело «Ленское золотопромышленное товарищество» («Лензолото»), совладельцем которого был В.А. Ратьков-Рожнов (городской голова Санкт-Петербурга) и его сын (предводитель дворянства).
К 1912г. 66% акций «Лензолото» принадлежало английской компании «Лена Голдфилдс». Акции компании торговались в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге.
Директором-распорядителем и совладельцем компании был российский банкир барон Альфред Горациевич Гинцбург (1856-1936). Управляющим Ленскими приисками был И.Н.Белозеров.
Зарплата рабочих Ленских золотодобывающих приисков была очень приличная и составляла 35-40 рублей в месяц, что было больше в 2 раза, чем в Москве и, в 20 раз больше, чем у основной части российского крестьянства. Вербовка рабочих происходила по всей России, доставка рабочих на рудники происходила под контролем полиции.
Однако и условия работы в шахтах на Ленских золотых приисках были сверхтяжелые. Зимой морозы в окрестностях Бодайбо доходили до минус 55, а коротким летом жара достигала 40 градусов. Рабочие трудились в шахтах глубиной до 100м в условиях вечной мерзлоты. Труд был в основном ручной. Под землей рабочие разводили костры, лед таял и рабочие работали по колено в ледяной воде, которую необходимо было постоянно откачивать ручными насосами и ведрами.
Начальство, в погоне за максимальной прибылью, экономило на всем: на свечах, насосах, крепеже. Только желающих работать всегда было много.
Рабочий день в золотодобывающих шахтах продолжался до 11-16 часов с одним выходным днем в неделю.
В очень несовершенных шахтах постоянно случались обвалы и обрушения конструкций, травматизм, заболеваемость и смертность среди рабочих были высокие, врачей не хватало, лекарств не было.
Рабочие жили вместе с семьями в нетопленных ветхих бараках и полуземлянках. Продукты можно было получить только в магазинах работодателя по специальным талонам. Качество продуктов было плохое, а цены сравнительно высокие. Талоны имели большие номиналы, сдачи не сдавали, поэтому рабочие были вынуждены покупать ненужные товары. Женщины и дети, также были вынуждены работать в шахтах, при этом, за равный труд, они получали в 2-5 раза меньшую зарплату.
Несмотря на это желающих работать в этих условиях было много, несмотря на тяжелейшие условия. Ехали, даже из Русской Польши и Прибалтики.
В конце концов, рабочие, не выдержали условий «Капиталистического рая» и с 13 марта 1912г. объявили забастовку.
Рабочие требовали у администрации приисков улучшить качество продуктов питания, уменьшить продолжительность рабочего дня до 7-8 часов и поднять зарплату на 30%.
Но самое неожиданное это то, что рабочие требовали назвать их на «Вы», а не «тыкать». Вот именно это и взбесило администрацию приисков?
30 марта 1912г. из департамента полиции Санкт-Петербурга в адрес начальника Иркутского жандармского управления пришла телеграмма с «рекомендацией ротмистру Трещенко арестовать руководителей забастовки».
Дальше, все опять, напоминает события в Новочеркасске.
16 апреля 1912г. были арестованы основные руководители забастовки.
17 апреля толпа забастовщиков, состоящая из двух тысяч возбужденных рабочих, двинулась к конторе освобождать арестованных, при этом выкрикивала угрозы в адрес ротмистра Трещенкова и его солдат.
Испуганный ротмистр Трещенков приказал открыть огонь по толпе рабочих из штатного оружия (армейских винтовок системы Мосина калибром 7,62 мм, при стрельбе по толпе с близкого расстояния- это страшное оружие).
В результате расстрела забастовщиков было убито и умерло от ран 170 человек, еще 200 забастовщиков было ранено (для сравнения: в Новочеркасске было убито 26 человек и еще 7 казнено после суда).
Делать из этой трагедии секрет никто не стал.
Трагические события на Ленских золотых приисках обсуждались в Государственной думе. На место трагедии были направлены 2 комиссии. Правительственная (во главе с сенатором С.С.Манухиным) и общественная, созданная Государственной думой (во главе с адвокатом А.Ф.Керенским, будущим главой Временного правительства).
Обе комиссии представили подробные доклады.
Ротмистр Трещенков был уволен с жандармской службы, разжалован в рядовые и направлен на службу в ополчение Санкт-Петербургской губернии (15 мая 1915г. он, командуя пехотным батальоном, геройски погиб в бою с немецкими захватчиками).
Но, несмотря на массовый расстрел, рабочие были не сломлены и забастовка не прекратилась!
25 августа 1912г. 80%, озлобленных и неиспугавшихся расправы, рабочих вместе с семьями (около 10 тысяч человек) покинули прииски. Но на их место, сразу и с воодушевлением, пришли другие многочисленные рабочие. Так как реалии тогдашней жизни в капиталистической России были очень простые и понятные: не удалось заработать денег- «проси милостыню или помирай с голода вместе со всей семьей».
Вот такие страшные события случились в России ровно за 50 лет до такой же трагедии в Новочеркасске.
Будет ли снимать фильм Андрей Сергеевич о трагедии на «Ленских золотых приисках»?
Нет, не будет?.. И не просите! За такие правдивые фильмы «Оскар» не дают!
Заставить свою Музу, стоять в шахте, по колено в ледяной воде, долбить кайлом вечномерзлую породу, с блестящими, в мерцающем свете коптилки, крупинками золота, настоящий Мастер, не сможет, никогда…
6 декабря 2020г.