Найти в Дзене
Бегущий по пленке

Мрачная и масштабная историческая драма, о христианских гонениях в Японии. "Молчание" Мартина Скорсезе

Постер
Постер

Мартин Скорсезе - мастодонт американского кино, яркий представитель Нового Голливуда, новатор, успевший стать классиком и автор таких известных и культовых фильмов, как «Славные парни», «Таксист», «Волк с Уолл-стрит» и многих других. Большинство людей знают его как мастера криминальных драм и гангстерских фильмов, однако несмотря на то, что душа режиссера явно лежит к подобному жанру, не стоит упускать из виду другие сильные картины, которыми изобилует его внушительная фильмография. Будучи католиком, который когда-то хотел поступать в семинарию, Скорсезе просто не мог пройти мимо религиозной тематики в своих работах. К текущему моменту режиссёр сформировал своего рода трилогию, которая затрагивает вопросы религии. В неё входят: «Последнее искушение Христа», «Кундун» и, наконец «Молчание», о котором и пойдет речь.

-2

К сожалению, данная картина не сыскала славы среди зрителей, в том числе и в России. Прокатчики на момент ее выхода не удосужились даже записать дубляж, из-за чего фильм крутили в кинотеатрах в оригинале с субтитрами, что отпугнуло массу народа. Проблемы со сборами были и за рубежом, в результате чего даже многие люди, отдаленно знакомые с творчеством Мартина Скорсезе, попросту не заметили появления этой ленты и не подозревают о ее существовании до сих пор. Однако я уверен, что режиссёр, который вынашивал планы о съёмке «Молчания» на протяжении 27 лет, с момента прочтения одноименного романа, не сильно расстроился финансовому недобору. Имея за спиной солидный список нашумевших и успешных картин, и обогатив тем самым многие студии, он смог позволить себе сосредоточится на важном исключительно для себя проекте и не переживать за его дальнейшую судьбу. В результате фильм получился достаточно личным для режиссера, в очень многих сценах чувствуется присутствие автора. Он наконец смог воплотить свои идеи на экране и высказать накопившиеся за долгие годы мысли.

-3

О чем же данная картина? На дворе XVII век. Двое португальских священников-иезуитов Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) получают известие о том, что их духовный наставник Отец Феррейра (Лиам Нисон), который когда-то прибыл в Японию, чтобы проповедовать там христианское учение, пропал без вести. Кроме того, полученное сообщение содержало предположительную информацию о том, что Феррейра отрёкся от веры под натиском японского правительства, которое ни в какую не готово было позволить иноземной религии распространяться на их родных островах. Молодые священнослужители, не готовые поверить в услышанное, решают отправиться на рискованные поиски наставника в страну восходящего солнца, в которой бушуют неистовые антихристианские гонения.

-4

Что же первым делом бросается в глаза при просмотре фильма? Несомненно поразительные красоты природных ландшафтов. Съёмки, проходившие на натуре хоть и доставили колоссальное количество трудностей съемочной команде, но зато подарили зрителям величественные морские и прибрежные пейзажи, а также очень точно показали гнетущую атмосферу, царящую в маленьких христианских деревеньках, скрытых в диких джунглях от глаз преследователей. Вообще заметно, что режиссёр во время съёмок тесно работал с японскими историками и специалистами, которые помогли ему воссоздать культурные особенности страны на момент XVII века. Тщательная работа над созданием костюмов и декораций не дает засомневаться в том, что происходящее на экране действительно соответствует реальным событиям многовековой давности.

-5

Чем так интересно «Молчание»? Фильм, которому такой мастер как Скорсезе посвятил почти 30 лет своей жизни, просто не может является пресным и быть лишённым какого-либо внутреннего зерна. Режиссёр уместил в два часа тридцать минут хронометража размышления о нравственности, гуманизме, долге, религии и это далеко не все. «Молчание» относится к такому типу картин, которые чаще всего не отвечают на поставленные в них вопросы, а оставляют их открытыми, давая возможность зрителю поразмышлять над ними и возможно прийти к своим собственным ответам. В соответствии с названием, молчание - это важнейшая составляющая фильма. Также как и падре Родригес, который в моменты нестерпимого терзания души обращается к Богу за подсказками и помощью в решении сложных дилемм, человек, смотрящий фильм, в поиске отгадки слышит лишь тишину.

-6

Именно личность Родригеса является центральной и ключевой в повествовании. Поставив перед собой задачу во что бы то ни стало поддерживать в японских христианах веру и не дать местным властям безвозвратно искоренить ее, он неизбежно вынужден сталкиваться с трудностями и принимать ответственные решения от которых зависит судьба невинных людей. Стоящий перед ним выбор - 1)бороться до конца и не отступать от христианских принципов, но при этом подвергнуть огромное количество жизней опасности, или 2)предать идеалы, с позором отрешившись от веры, но тем самым избавив христиан от мучений и страданий, кажется неразрешимым. Обращение за помощью к Богу остаётся единственным вариантом, однако все, что получает главный герой в ответ - это молчание. Всевышний, несмотря на кошмарную участь японских христиан, предпочитает оставаться в стороне. В результате все к чему приходит молодой священник - это безысходность. Взвалив на себя непосильную ношу, Родригес, готовый подвергнуться мученическим испытаниям, ассоциирует себя с Иисусом, однако со временем он приходит к выводу, что ответственность, которую он повесил сам на себя слишком велика и все такие делает нужный выбор. Помимо главного персонажа, картина имеет ещё парочку героев, за которыми интересно наблюдать. Например, вечно раскаивающийся, но слишком хлипкий и мягкотелый японец Китичиро, наблюдая за которым сразу приходит на ум аналогия с Иудой; или местный инквизитор, считающий, что почва Японии не благоприятна для христианских корней и чтобы доказать это пользуется довольно изощренными и жестокими методами.

-7

Любопытно, что данный фильм остался в своё время без внимания зрителей, учитывая его актёрский состав. Такие известные имена как Эндрю Гарфилд («Новый Человек-паук»), и Адам Драйвер, сыгравший главного антагониста в продолжении Звездных Войн, должны были привлечь массовую публику, однако этого не произошло. Оба актера справились со своей задачей на ура. Гарфилд готовился к роли священника больше года. В течение этого времени он читал множество книг о иезуитах и консультировался со священником, именно поэтому его герой получился настолько интересным и многогранным. Драйвер же в свою очередь умудрился похудеть на 23 килограмма, несмотря на то, что его персонаж присутствует в фильме не так много времени.

-8

Подводя итог, можно сказать, что «Молчание» - это не очередное зрительское кино. Несмотря на свою монументальность и размах, оно является настоящей исповедью именитого режиссера. Поэтому и к просмотру данной работы нужно подходить совсем иначе, чем к тому же «Волку с Уолл-стрит». От зрителя лишь требуется погрузиться в мрачную атмосферу фильма и смиренно наблюдать за происходящим.