Телефонный звонок. На том конце провода – незнакомый человек. Просто поддержав разговор, вы рискуете лишиться всех денег, которые есть в вашем распоряжении, или по крайней мере немалой их части. Почему? Давайте посмотрим, какие могут быть варианты.
«Социологические опросы»
Конечно, бывают настоящие опросы, которые проводят те или иные компании. Но в любом случае – где гарантия, что информация о ваших доходах, привычках, наличии у вас того или иного имущества не попадет в руки злоумышленников, которые воспользуются ею в своих целях?
Но даже если все по-честному, зачем вам бесплатно тратить свое время на какие-то опросы? Оно у вас лишнее?
Навязывание услуг
Нам, к примеру, регулярно звонят с предложением обслуживания пластиковых окон. Это не прямой обман, но те, кто согласились на такое «обслуживание», в одночасье лишились кругленьких сумм, заплаченных за сущие пустяки.
Запомните: ни одна приличная фирма не станет искать клиентов по телефону, обзванивая всех подряд. Они могут прислать вам рекламу своих услуг, и там уж вы будете сами решать, стоит ли туда обратиться. Звонки совершаются с целью вас «заговорить» и добиться приглашения в дом, а затем развести на деньги.
Бесплатные консультации
Очень часто менеджеры по телефону предлагают бесплатно пройти обследование в частном медцентре, косметические процедуры или получить услуги юриста.
Как только вы появитесь в указанном офисе, начнется цирк. У вас найдут кучу несуществующих проблем и предложат дополнительные услуги (уже платные). Или окажется, что бесплатна лишь часть услуг, а остальные – за ваш счет. При этом еще перепишут ваши паспортные данные, и дальше все зависит от фантазии аферистов. Некоторых обманом заставляют подписывать кредитные договора, и клиент спохватывается, только когда уже начинают идти проценты.
Звонки «из банка»
Несмотря на то, что о мошенниках, выдающих себя за банковских служащих, предупреждают сегодня даже в метро, все еще находятся дурачки, которые ведутся на этот развод.
Запомните: в 99% случаев из банка вам звонить не станут. Ни по поводу ваших переводов, ни по поводу закрытия счета, ни по каким другим поводам. Тем более у вас не станут спрашивать никаких данных и кодов. Если настоящим работникам банка что-то покажется подозрительным, они просто заблокируют ваши счета. И дальше вам придется идти в офис и самостоятельно разбираться с проблемой. Но по крайней мере ваших денег никто не украдет.
«Ваш друг попал в беду»
Давно известный способ развода. Человеку звонят и говорят, что его друг или родственник оказался в беде – например, обвиняется в совершении ДТП или лежит в больнице, и срочно нужны деньги. Причем довольно крупная сумма.
Так вот, даже если вроде бы и голос знакомый, прежде чем давать деньги, необходимо проверить, действительно ли вам сказали правду. Перезвонить человеку, связаться с ним любыми путями. Ни в коем случае не соглашайтесь передавать деньги через кого-то. Единственное исключение – если человек просит вас перевести деньги на его собственный счет и вы уверены, что это его счет (там при переводе имя-отчество-первая буква фамилии выскакивают). И только если человечек проверенный, то есть по крайней мере достаточно близкий знакомый. Кстати, сейчас даже есть технологии, которые умеют подменять голоса… В результате деньги уйдут к неизвестным людям, а тот, кому вы якобы «помогали», ничего ни сном ни духом не будет ведать об этой истории. Либо он-то и окажется аферистом и просто скроется с вашими деньгами.
Не разговаривать!
Конечно, на первом месте по числу разводов на деньги стоят пенсионеры. Понятно, что с возрастом способность мыслить критически снижается. И если на том конце слышится приветливо-официальный голос, пожилому человеку не приходит в голову, что его могут обманывать.
Но я очень удивилась, прочитав, что на удочку банковских мошенников чаще всего попадаются молодые мужчины с высшим образованием и в возрасте от 28 до 37 лет. Уж представители этой-то категории не должны вестись на явный развод! Ан нет, ведутся!
Говорят, что мошенники просто-напросто грамотно используют методы социальной инженерии. Они могут правильно назвать ваше Ф.И.О., адрес и даже точную сумму на карте. После чего у человека не остается сомнений, что ему звонят действительно из банка. Да это могут быть действительно сотрудники банка, но вот звонят они вовсе не затем, зачем вы думаете, а чтобы вас обокрасть… Если речь идет о каких-то услугах, например, то аферисты могут использовать информацию, которую о вас знают. Допустим, незадолго до этого вы обращались в поликлинику, салон красоты, искали адвоката… Вот они и предлагают вам то, что может вас заинтересовать. По поводу «звонка другу» мы уже все обсудили.
Так вот, не надо ждать, пока вас начнут «разводить». Помните, что жертвами мошенников порой становятся и достаточно умные, образованные личности, если их умело «зацепить».
Во всех случаях, когда от вас чего-то хотят совершенно незнакомые люди и особенно когда они представляются сотрудниками какой-то организации, куда вы не обращались и не собираетесь, не надо вступать в диалог. Просто прекратите разговор и по возможности заблокируйте номер. Это самое правильное, если вы хотите оставаться в безопасности.
ИРИНА ШЛИОНСКАЯ