Гомеровский период.
Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» были записаны лишь в 6 веке до н.э., т.е. примерно через три столетия после их создания. Семь греческих городов оспаривали право почитаться родиной Гомера. Однако, точно не известно, существовал ли Гомер – слепой сказитель, согласно преданию, ходивший из города в город, услаждая пирующих вождей и ратников напевными стихами, по словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу».
Дорийцы, по-видимому, были люди суровые, им была свойственна твердость, определенность, и как нельзя лучше эти их черты отражает искусство сурового геометрического стиля с преобладанием линейного орнамента: кругов, треугольников, ромбов. Человеческую фигуру изображали всегда в профиль, и состояла она из перевернутого вершиной вниз треугольника-туловища, двух приставленных к нему огромных ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом.
От этого периода почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служило дерево, и только спальня царя была выложена из высушенного на солнце кирпича-сырца. Большие залы, в которых принимали гостей, строили из бревен и выструганных досок. Полом служила плотно утрамбованная земля.
От этого периода до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом.
Например, надгробный кратер из Дипилона (VIII в. дo н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей), на котором изображены похоронное шествие и конское ристалище. Размеренность и линеарная схематизация. Стройное чередование увенчанных треугольниками тонких, чуть изогнутых вертикалей, к которым сведены человеческие фигуры. Ясность и простота композиции и в то же время какая законченная, остро-изощренная декоративность! Не идущая ли это из Европы, из недр гальштатской культуры раннего железного века, дорийская реакция на вольность восточного степного узора, на все эти завитки, спирали, фантастические переплетения, пленившие и критских мастеров, на орнамент, постоянными своими вариациями, безостановочной динамичностью создающий впечатление бескрайности, бесконечности и во времени и в пространстве? Проявление упрямой воли, о которой мы уже говорили, покончить со всякой чрезмерностью и расплывчатостью, ввести все изображаемое в наиболее логический, ясный порядок?
Архаическое искусство.
В конце VII—начале VI в. до н. э. в греческом искусстве происходит знаменательный сдвиг. В вазовой росписи человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Бессюжетный орнамент теряет свое былое значение. Одновременно — и это событие огромной важности — появляется монументальная скульптура, главная тема которой опять-таки человек.
С этого момента греческое изобразительное искусство твердо вступает на путь гуманизма, где ему суждено было завоевать немеркнущую в веках славу.
Первые из дошедших до нас греческих скульптур еще явно отражают влияние Египта, фронтальность и вначале робкое преодоление скованности движений — выставленной вперед левой ногой или рукой, приложенной к груди.
Эти каменные изваяния, чаще всего из мрамора, которым так богата Эллада, обладают неизъяснимой прелестью. В них сквозит юное дыхание, вдохновенный порыв художника, трогательная вера его, что упорным и кропотливым усилием, постоянным совершенствованием своего мастерства можно полностью овладеть материалом, предоставляемым ему природой, извлечь из природы всю ее, порой скрытую, красоту.
Кого же изображают архаические статуи?
Это обнаженные юноши (куросы), атлеты, победители в состязаниях и девушки (коры).
Благотворное взаимодействие физической культуры и искусства! Можно сказать без преувеличения, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Постоянные, часто общегреческие состязания развивали у юношей силу мускулов, ловкость движений. Художник вдохновлялся красотой хорошо тренированного, упругого тела, а прекрасные статуи воодушевляли юношей на тренировку, давая им образец вожделенного физического совершенства.
Фигуры куросов устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти фигуры получили название «архаических Аполлонов», так как воплощали мужской идеал красоты. Торжественные позы куросов одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела, черты лица лишены индивидуальности.
Знаменательная черта: уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются, да и то не всегда, от изображений человека только эмблемами. Так что в той же статуе юноши мы подчас склонны признать то просто атлета, то самого Феба — Аполлона, бога света и искусств.
Фигуры кор – воплощение изысканности и утонченности. Их позы однообразны и статичны, но их хитоны изящны, плащи из параллельных волнистых линий. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид (кор).
Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Как правило, греческие женщины не участвовали тогда в спортивных состязаниях, так что красота обнаженного женского тела не сразу засияла в искусстве.
В отличие от критской, дворцовой, архитектура греческая была, в первую очередь, храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, ибо культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества. Не священное «жилище» самого божества, подобно верхней башне вавилонского зиккурата, а его величественного изваяния в образе прекраснейшего мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, скажем снова, что не сумела создать сама природа, предоставив это дело человеку.
Сколь же прекрасным надлежало быть этому сооружению, в котором пребывало совершеннейшее творение искусства: образ бога, воспроизводящий человеческие черты и как бы сливающийся в сознании с образом обожествленного человека...
Греческий храм возник из микенского мегарона (греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине). Статуя божества помещалась в святилище — целле, архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Но, в общем, мы почти ничего не знаем о целлах, так как от них сохранились, в лучшем случае, бесформенные руины.
Колоннада, торжественно обрамляющая целлу, — вот что преобладает в нашем представлении о греческих храмах.
Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на них верхней части здания с покрытием.
Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесенное дорийским завоевательным потоком, и характерен для Пелопоннеса и Великой Греции (так назывались греческие поселения в Сицилии и Южной Италии).
Дорическая колонна с ее увенчанием. Как ясно, как логично и просто вырисовывается вся композиция ордера! Стройное сочетание вертикалей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математическом расчете. Не придумаешь более органического соотношения частей, каждая из которых — как бы необходимое следствие, дополнение или гармонический корректив предыдущей.
Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ее ствол по вертикали был разделен желобками – каннелюрами, имеющими острые грани. Верхняя часть колонны – капитель – представляла собой сплюснутую «подушку» - эхин и четырехгранную плиту – абак.
Ионический ордер возник в ионийских городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, отражая художественные веяния, идущие с Востока. Для дорического ордера характерны были тонкие и высокие колонны с базой, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками – волютами.
Коринфский ордер, возникший позже, уже пресыщение, болезненная фантазия. В колонне повторяются все части ионийской колонны: те же каннелюры, базы и волюты. Только каннелюра наверху заканчивается загнутым листиком, да база более сплющена, словно груз, давящий ее, солиднее. Капитель напоминает смутно чашечку или связку цветов, охваченных внизу пояском. Завитки волют задорнее и при известной дозе воображения могут быть приняты за тычинки. Антаблемент богаче, сплошь покрыт изваяниями; на карнизе красуются пальметки и украшения.
Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле.
В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: особо выделялся кремль-акрополь с храмом, рыночная площадь – агора, общественные здания, где горел священный огонь и где должностные лица принимали послов и устраивали торжественные трапезы. Получили распространение палестры, частные гимнастические школы для обучения мальчиков 12-16 лет. Жилые постройки были невзрачными, они были сделаны из непрочных материалов и исчезли так же бесследно, как и дворцы гомеровского периода.