Найти в Дзене
Виктория Аннинская

История мировой культуры. Искусство Античности. Крито-микенский период.

Античной (от латинского слова antiguus – древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных нам. И это название сохранилось и поныне, хоть открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.
Коренное отличие античной культуры от культуры

Античной (от латинского слова antiguus – древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных нам. И это название сохранилось и поныне, хоть открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.

Коренное отличие античной культуры от культуры Египта, Месопотамии и Скифии вытекает из самого характера греческой мифологии которую затем, лишь переименовав на свой лад ее богов и героев, заимствовали римляне.

Древнегреческое искусство складывалось стремительно. За несколько веков Греция проделала огромный путь, чему способствовали этнические и географические условия Долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов способствовали сближению человека с природой. А простота и красота окружающего мира привели греков к соразмерности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями.

Древние греки называли себя эллинами, отсюда еще одно название государства – Эллада. Эллин – внук Прометея (иногда его считали сыном Зевса), мифический родоначальник греков (т.е. четырех греческих племен – эолян, дорян, ахейцев и ионян). Греками их называли римляне.

Крито-микенский период

Греческая мифология прославила остров Крит сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, и о первом полете человека. На Крите родился сам главный греческий бог Зевс, и туда же, приняв образ быка, доставил он царевну, красавицу Европу. На Крите отважный Тезей убил кровожадное чудовище Минотавра, запертого в лабиринте, построенным зодчим Дедалом.

Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти и другие сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса, а имена их героев остались и по сей день нарицательными.

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс в 1900 г. начал раскопки на Крите археологические работы так увлекли его, что он посвятил им остаток жизни. Впоследствии он получил титул сэра за свои исключительные заслуги по открытию Критской цивилизации. А.Эванс раскопал в Кноссе огромный дворец. Впоследствии такие же дворцы, но меньших размеров, были обнаружены еще в двух местах.

Кносский дворец на Крите.
Кносский дворец на Крите.

Критские дворцы не были укреплены. Вероятно, критяне считали, что их флот достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение. Кносский дворец – самый большой, площадью в 20 000 квадратных метров. По сторонам большого внутреннего двора было в нем столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. Свет и прохлада даже в знойные дни. Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы. Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу – особенность критской архитектуры.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, театральные представления. И хотя живописцы еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, голубую, белую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру.

Вспомним знаменитый фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль. Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях, в фас оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс окрестил девушку «Парижанка». Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

"Парижанка".
"Парижанка".

Критское искусство погибло в конце 15 века до н.э. Уже до этого на острове происходили какие-то катаклизмы и Кносский дворец перестраивался дважды. Но на этот раз катастрофа была окончательной. Критская цивилизация не возродилась после бедствия, очевидно все разрушившего на острове. Искусство пришло в упадок.

Дворцовое строительство не возобновлялось. Живописи не стало. В мелкой пластике и керамике старые мотивы подверглись упрощению.

Микены достигли наивысшего подъема между 16 и 13 веками до н.э. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и поэтому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейской культуры. Этот человек – немец Генрих Шлиман. Еще ребенком он слышал от отца о героях Гомера, а затем величайшая во всей истории человечества эпическая поэма наполнила его душу. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу:

- Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее.

Сын пастора, оставшегося под конец жизни без средств, Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком. По своей собственной системе он изучает язык за языком так, чтобы свободно на нем говорить и писать, для чего ему требуется неполных полтора месяца. Среди десятка других языков он овладевает и русским.

Знание языков помогло ему в торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили приступить к осуществлению заветной мечты: раскопкам Трои.

Под холмом Шлиман думал обнаружить древний город, а их оказалось целых семь (впоследствии даже тринадцать), возникших один над развалинами другого.

Микенское искусство является иным по стилю, чем критское. Росписи более схематичны и менее живописны. Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Дворцы отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Знаменитые Львиные ворота грандиозны: рельефные изображения двух львиц, охраняющих вход во дворец, дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

Львиные ворота в Микенах.
Львиные ворота в Микенах.

Гробница Агамемнона — крупная гробница в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э. В 1879 г. Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя.

Гробница Агамемнона.
Гробница Агамемнона.

Вероятно, в гробнице хранились останки правителя, завершившего сооружение микенской крепости, или одного из его преемников. Форма гробницы напоминает форму других толосов восточного Средиземноморья, обнаруженных, в том числе, и в окрестностях Микен, однако по своей монументальности и грандиозности является одним из важнейших монументов микенской цивилизации.

Вход в камеру шёл через наклонный коридор – дромос длиной 36 метров. Каменная перемычка над входом весит 120 тонн. Камера гробницы представляла собой круглое помещение с куполом, сооружённым методом ложного (ступенчатого) свода. При строительстве применялась сухая кладка. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр 14,5 м. Короткий коридор вёл из толоса в боковую камеру, которая имела почти кубическую форму. По размерам, гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.