Кто не знает, что в наше время умелый пиар - основное условие успешной карьеры? Иногда изящная легенда, иногда голимое враньё - все средства хороши, был бы результат- слава, конвертированная в денежные знаки. Звезда всемирной оперной сцены, адреса которой не смогут назвать даже самые опытные продюсеры, внезапные наследники популярных людей, липовые биографии, липовые имена... Кого в наше время удивишь сказками для собственной раскрутки? Но у всего есть свое начало и свои первооткрыватели. Мое мнение - одним из первооткрывателей пиара и его настоящим гением была легендарная проститутка Элизабет Джилберт, которую мир до сих пор помнит под именем Лола Монтес.
Лола Монтес. Виднейший член сонма знаменитых жриц любви, дам полусвета, куртизанок, субреток, назовите как хотите, смысл их занятий от этого не изменится. Мари Дюплесси, Нинон де Ланкло, Алиса Ози, Луиза О'Мерфи, Эмма Гамильтон - им не только платили за любовь, им посвящали романы, оперы, поэмы, а в наши дни о них снимают фильмы и сериалы. Лола Монтес была едва ли не самой яркой среди этих женщин. Ещё бы, кому ещё из этих дам удалось разогнать парламент и добиться отречения короля?
Элизабет Джилберт в детстве попала в Индию, отец получил назначение в колонию, но не пережил тропического климата и умер. Потом была школа в Англии, ранее замужество ради избавления от брака по расчету со стариком в угоду матери. И опять судьба забросила Элизабет в Индию. Пока муж выполнял долг службы, Элизабет коротала время в изучении индийского танца. Девадаси, как могли, научили девушку азам движений. Надевая яркие сари и массивные украшения, не скрывавшие впрочем тело полностью, Элизабет воображала себя не девадаси, а апсарой, прекрасной полубогиней - танцовщицей, одетой в прозрачные одежды, ублажающей небожителей. Вот это жизнь, вот это судьба! Для девушки - хочу - могу - делаю - судя по всему были синонимами. Вернувшись в Европу, она нашла наставницу испанку и начала изучать испанские танцы, казавшиеся ей не такими экзотическими для Европы, как индийские. Она придумала себе историю, называя себя испанкой, всегда носила национальное платье. От ирландской девушки не осталось и следа. Новое имя - новая судьба, не было больше Лиззи Джилберт, на сцену вышла знойная Лола Монтес.
Карьера актрисы, танцовщицы, апсары на испанский манер началась. Чопорная Англия вздрогнула - в танце Лола обнажала не только душу, но и тело, прямо как райская полубогиня. Для сороковых годов девятнадцатого века это было очень необычно.
Публика ревела - джентльмены от восторга, леди от возмущения. В общем шуме вокруг актрисы преобладал все же одобрительный и даже восторженный гомон. Но надо же такому случиться, настоящие испанцы заметили ошибки в ее фламенко, а знакомые ирландцы узнали в знойной южанке в неизменной мантилье девушку из соседней деревни.
Лоле пришлось оставить Лондон и переехать в Париж, где она стала весьма популярна уже не только как танцовщица, но и как куртизанка. Вершиной ее карьеры на этом поприще стали Александр Дюма и Теофиль Готье, а потом и знаменитый пианист Ференц Лист, от которого Лола хотела получить поддержку как актриса, и вот уже импресарио пианиста начал заниматься контрактами Лолы.
Подвел ее характер. Она была высокомерна, груба и зачастую переигрывала, изображая испанские страсти. Лист устал от нее и переключил внимание на сдержанную и погруженную в себя Мари Дюплесси.
Лола постаралась влюбить в себя критиков, ей были необходимы похвалы в прессе, но перестаралась - за нее боролись не один, а два критика. Все бы хорошо, но вместо газетных полос дуэль в защиту чести мадмуазель Монтес состоялась в Булонском лесу и закончилась смертью одного из журналистов. От грандиозного скандала пришлось бежать в Германию. В Берлин должен был со дня на день прибыть российский император Николай первый, в которого прицелилась Лола. Но меткий выстрел был смазан - Лола была выдворена из Берлина за избиение полицейского.
Это было вполне в духе Лолы - она была плохо воспитана, была скверной актрисой и поэтому не видела края в эпатаже - носила мужское платье, много курила и не к месту щёлкала кнутом, который носила за голенищем сапога.
Лола и перебор - это вообще синонимы. Она подалась в Мюнхен, где правил немолодой король Людвиг первый, известный меценат и филантроп. Слава бежала впереди мадам Монтес, и к королю ее не пустили. Ворвавшись в покои короля, она смогла совершить чудо - шестидесятилетний король буквально присох к двадцатипятилетней красавице.
Ее портрет появился в галерее красавиц, она стала примой-балериной театра, хотя танцевать толком не умела, блага сыпались как из рога изобилия. Когда Лола стала графиней Ландсфельд, министры зароптали. Но что они могли сделать с девушкой, которая подписывала документы "любовница короля"? Только подать в отставку!
Как говорится, подавая заявление об уходе, подумай о том, что могут подписать. Король распустил кабинет. Ле-гвардия студентов, которая поначалу горячо поддерживала Лолу, решила, что любовь любовью, а государственный переворот дело серьезное, и осадила особняк Монтес, который специально для нее построил его величество. В окна полетели камни, а наглая Лола вышла на балкон дезабилье с шампанским в хрустале и произнесла тост за своих врагов!
Король закрыл университет на целый семестр, а Лола отпраздновала очередную победу. Сломать хребет карьеристке смогла лишь революция 1848 года. Король отрекся от престола и убыл доживать остаток жизни в Ниццу, а Лола моментально утратила интерес к потерявшему влияние любовнику. Впрочем, она не постеснялась потребовать у Людвига выкупить ее из тюрьмы, куда попала после очередного брака за двоемужество - у нее не нашлось времени расторгнуть свой первый брак.
Карьера ее в Европе была закончена - ни как актриса, ни как проститутка она уже не была конкурентоспособной. Пришлось искать удачи в Австралии, среди каторжников и золотоискателей. Поначалу она пользовалась большим успехом. Но время ее заканчивалось. Она вернулась в Европу, а потом отправилась в Америку. В ней произошел невероятный перелом - она кардинально изменилась, стала очень благообразной, посещала церковь, стала волонтером. Она как будто узнала что-то, ради чего усердно старалась отработать грязным трудом все свои грехи. Могу догадаться, что она узнала, что последствия застарелого сифилиса стали необратимы. Феерическая авантюристка, перед которой меркнет слава великой Эммы Гамильтон, Лола была на волоске от короны, а скончалась в пригороде Нью-Йорка в нищете и немощи. Пожалуй, именно она и стала прородительницей современного пиара, без которого шоу бизнес - ничто. И Лолу Монтес помнят даже спустя два века.