Увы, мы дожили до ухода Виктора Владимировича Понедельника, который не дожил до понедельника пару дней. Зато пережил всю золотую сборную первых чемпионов Европы. Светлая память нашему прославленному чемпиону.
Многие в то время принижали победу наших спортсменов. Ведь первый чемпионат Европы прошёл без участия ведущих европейских сборных, которые сочли новый турнир помехой для их клубных чемпионатов. Худо бедно собрали 8 сборных. И тут удача. Сильнейшие испанцы отказались играть с нами из-за политических мотивов. Всего-то и было в Париже две игры. Ну что это за финал, рассуждали многие. Но мы тут были первые как Гагарин в космосе. Гагарин сделал один оборот вокруг Земли, а мы победили в двух играх и стали такими же футбольными гагариными. Вот ушёл наш последний "космонавт" из дружной команды первопроходцев, имена которых тогда знала вся страна.
Ещё в середине 60-х годов телевизионные трансляции были огромной редкостью, а результаты матчей болельщики зачастую узнавали из газет – в лучшем случае на следующий день, если не позже. Недостаток информации способствовал рождению мифов. Поскольку Виктор Понедельник играл в чёрном наколеннике, то болельщики сочинили байку, что это была чёрная метка вратарям. Осторожно - удар смертельный!
Автор золотого мяча Чемпионата Европы-60, действительно имел сумасшедший по силе удар. Как-то раз ростовский СКА был в турне по странам Африки. И по его завершению, пошли слухи, что Виктор Понедельник в одной из игр убил насмерть вратаря противника. Потом стали говорить, что противник в ворота поставил вместо вратаря дрессированную обезьяну, и Понедельник, так пробил ей одиннадцатиметровый удар, что прыгнувшая обезьяна, отразившая мяч, умерла на месте.
Эта байка долгие годы преследовала Виктора Владимировича. Только в пост-советское время он рассказал, что здесь правда, а что нет. Рассказывал он примерно так... Играли в Мали, какой-то проходной матч. Там были какие-то немцы, поляки, команды дружественных стран Африки и ростовский СКА. Накануне немцы победили малийцев, так их болельщики, игроков немцев изрядно поколотили после игры, так что те еле ноги унесли. Стали играть со СКА, и наши катают мяч, культурно, без куража и вдохновенья. Чтобы не злить диких болельщиков. Тут вратарь сажает на крестовину ворот обезьяну, которая была символом клуба. Там было кольцо у крестовины и она сидела и спокойно жевала свой банан. Но вот мяч подхватывает Понедельник и наносит удар в девятину, и попадает в обезьяну, которая замертво падает на линию ворот. Началось безумие. Вратарь орёт как резанный, символ команды лежит без чувств, команда-противник в гневе, публика на трибунах повскакивала с мест. Наши игроки в срочном порядке убежали в раздевалку, чтобы их не поколотили. Но минут через двадцать, к ним стучится кто-то местный и говорит, что всё нормально, обезьяну откачали, и что можно продолжать игру.
Потом какой-то журналюга из западного блока, написал репортаж про то, что знаменитый Понедельник убил во время матча гориллу-вратаря, которого малийцы поставили на ворота, и что команда вынуждена была убежать со стадиона. Вот так Виктор Владимирович с этой байкой и жил долгие годы.
Виктор Владимирович всю жизнь был предан родному городу. Играл за "Ростсельмаш" и СКА. Правда, борьба команд за Понедельника несколько раз приводила к тому, что игрок оказывался в других клубах. Но так получилось, что за ЦСКА, он так и не провел ни одной игры в 1961 году, и в "Спартаке" получилась таже история, в 1966 году. Правда тогда он уже завершал карьеру из-за травм. Игроки в то время уходили в большинстве своём рано. Бышовец в 26, Воронин в 29. Даже прославленного нашего капитана сборной Альберта Шестернёва, который в последнем сезоне сыграл все матчи за клуб и за сборную, в 30 лет почётно проводили из большого футбола. Игрокам особо не давали заигрываться в футболе и выправаживали на пенсию в расцвете сил. Возможно, чтоб открывать дорогу молодым. Многие тогда не доиграли. Вот и Понедельник ушёл из большого футбола в 28 лет.
Виктор Владимирович после футбола стал журналистом. Пошёл по стопам своего отца. Долгое время возглавлял редакцию известной газеты "Футбол-Хоккей" и был прекрасным футбольным журналистом и аналитиком.
Наверно "Ростов-Арене" дадут имя Виктора Понедельника. И это будет справедливо. Двадцать голов за сборную СССР того стоят. Нет в городе более популярного футболиста. Разве что Олег Копаев. Но последний наколотил кучу голов за родной СКА, а Понедельника по его голам знала вся Европа.