Анри Тулуз-Лотрек – неказистый мужчина маленького роста, прославивший яркую ночную жизнь Монмартра и себя, как художника, писавшего картины в необычным для своего времени стиле.
Анри Тулуз-Лотрек и при жизни успел ощутить на себе всю прелесть признания, как необычного и весьма популярного художника.
Но все же бенефис своего творчества он не застал. Все самое интересное случилось, когда Анри уже не было на свете.
И об этом наша история.
Будучи небольшого роста, Анри всегда мечтал о том, чтобы создать нечто монументальное и внушительное. Имеется ввиду написать полотно, которое было бы невероятных размеров. Но практически на всем своем творческом пути он создавал полотна в пределах стандартной «афиши» модных в то время кабаре, таверн и ярмарок.
Да, это были не просто кабаре, а легендарные уже тогда «Мулен-Руж», «Жарден де Пари», «Мулен-де-ла-Галетт» и другие модные места. Но художнику хотелось бОльшего.
И такой случай все же представился художнику, правда, почти под самый занавес его жизни.
Одна из его любимых моделей - Ля Гулю (La Goulue - настоящее имя Луиза Вебер), прозванная «обжорой» за свой талант «разводить» на выпивку посетителей кабаре, закончила карьеру профессиональной танцовщицы и решила открыть свое «дело».
Т.к. все, что она умела – это лихо танцевать, то и «бизнес» ее был основан в этой же сфере. На накопленные средства, она приобрела балаган на одной из ярмарок на улице «Дю Трон» (нынешняя «Площадь наций») и в компании нескольких нанятых «подтанцовщиц» танцевала восточные танцы для редких посетителей. Дело шло не очень и ей пришла в голову идея завлекать посетителей красивой афишей, а лучше двумя.
И конечно же, только Лотрек, ее большой (не в плане роста) друг, должен был быть их автором.
Она обратилась к гению за помощью. И Тулуз-Лотрек с радостью согласился. За время их долгой дружбы он несчетное количество раз изображал «обжору» на своих игривых полотнах, а тут речь шла о громадном размере, да еще и о диптихе.
И вот балаган преобразился. На его стены натянули два огромных полотна. На одном была изображена Ла Гулю в расцвете «творческих» сил в окружении богемы, отплясывающая что-то горячее и модное.
На второй части картины был изображен своеобразный анонс того, что ожидает посетителя за стеной балагана. Собственно, все та же «обжора», но уже танцующая, что-то «восточное» в компании нескольких танцоров и в окружении богемы.
Ла Гулю была в восторге ей казалось, что вот-вот и бизнес расцветет. Тулуз-Лотрек был вне себя от счастья – ведь он исполнил собственную мечту и еще помог старому другу.
Но, к сожалению, идея не принесла прибыли, а, может, танцовщица уже была не та, что раньше. Как бы то ни было – через год Ла Гулю продала балаган, и сменила формат «шоу».
Полотна Лотрека она не продала, а просто сняла их и свернула в рулоны закинув куда-то в груду своих ненужных вещей.
Шло время и популярность Лотрека становилась очевидной для знающих людей.
За его полотнами началась настоящая охота.
В 1900 году два уникальных огромных полотна Лотрека нашел французский коллекционер доктор Жорж Вье (George Viau). К тому времени некогда блистательная Луиза Вебер спилась и уже с трудом могла вспомнить имя художника, создавшего их. Она достаточно легко рассталась с картинами, не понимая их истинной стоимости.
Вскоре умер и сам Лотрек, а коллекционер с удовольствием демонстрировал картины-афиши на проходивших тогда многочисленных выставках импрессионистов.
Вскоре умер и он. После его смерти в 1907 – оба полотна выкупает торговец Дрьюе и сразу перепродает их какому-то скандинавскому коллекционеру. И на 12 лет картины пропадают из виду.
Далее из коллекции Дрьюе произведения выкупает некий таинственный парижский «торговец». Причем он умудрился настолько разозлить французов, что в истории владения картинами (провенансе) его имя вычеркнули, не удостоив даже маленького упоминания.
Что же такого ужасного сделал этот неизвестный «предприниматель»?
Все гениально и просто… Но с точки зрения искусства – ужасно!!!
Оба полотна были достаточно большого размера – 3 х 3 метра каждое. Это по-настоящему уникальные работы в творчестве художника.
Шел 1928 год, имя Тулуз-Лотрека все чаще мелькало в справочниках знаменитых художников, что сделало цены на его картины на порядок дороже.
Рассмотрев на полотнах большое количество знаменитых в то время персон, торговец, придумал отличный с его точки зрения ход — разделить два огромных полотна на 10 «маленьких».
Каждый новый «шедевр» он оформил в раму и выложил на продажу как уникальную коллекцию от Тулуз-Лотрека. Отличный маркетинговый ход сработал и моментально обогатил «афериста». Торги прошли на ура. Полотна разбежались по коллекциям поклонников творчества художника.
После разрезки у него получилось:
Пара портретов Ла Гулю
Портрет Валентина ле Дезоссе или Валентина Бескостного (настоящее имя Жак Реноден) – профессионального танцора, часто выступавшего в паре с Ля Гулю
Сюжетная картина с четырьмя друзьями Лотрека (они были нарисованы группой и помельче нарезать их видимо не удалось):
Мужчина на переднем плане – Поль Сеско — фотограф и друг Лотрека, для которого художник специально сделал когда-то афишу.
А тот в свою очередь, создал много «пародийных» фотографий самого художника.
Морис Гибер - торговец шампанским друг Лотрека, тоже часто его фотографировал.
Габриель Тапье де Селейран (Celeyran) – мужчина с рыжими бакенбардами – двоюродный брат художника.
Прямо над ними в композиции остался знаменитый пианист Тиншан (Tinchant), из известного в то время кабаре на Монмартре «Черный кот».
Морис Гибер – тоже дважды «попал под нож», но в этот раз он пошел, как самостоятельное произведение
Луи Дюфур (Dufour) – полный и грозный дирижер
Некое подобие секюрити того времени - «Папаша Целомудрие» – безымянный персонаж, который отвечал за то чтобы канкан в угаре веселья совсем не выходил за пределы приличия и присматривал за сценой. Его вырезали вместе с одной из танцовщиц
Группа из трех фигур
Оскар Уайльд (с ним Анри познакомился когда-то в Лондоне), рядом Жанна Авриль – тоже знаменитая танцовщица того времени, и сам Лотрек часто изображавший себя на своих картинах – стоящие спиной к зрителю.
Феликс Фенеон (Felix Feneon), знаменитый анархист и в тоже время самый влиятельный арткритик того времени. Кстати художника всегда поражало его сходство с Бескостным.
И пара фигур танцоров в восточных облачениях, как отдельная сюжетная сцена
К сожалению, это событие осталось практически незамеченным музеями и официальными лицами. Только критик Жорж Дю Тюи – опубликовал в одной из столичных газет небольшую гневную заметку, которая достаточно быстро пропала из поля зрения.
Окончательно раствориться в неизвестных коллекциях, шедеврам помешала все та же Ля Гулю.
Окончательно превратившись в асоциальный элемент, она умерла в январе 1929 года. Однако период ее прошлой «профессиональной деятельности» был на столько ярким, что множество изданий посвятили ее памяти первые полосы газет, где вышли ее фотографии и старые афиши, многие из которых были созданы ее другом знаменитым Анри Тулуз-Лотреком.
На одной из фотографий был запечатлен тот самый балаган с двумя гигантскими полотнами художника.
И вот тогда французские чиновники озаботились судьбой этих картин – ведь они могли бы пополнить коллекции одного из государственных музеев и в будущем служить источником пополнения казны страны.
Но следы частей некогда огромного полотна уже было не так то просто найти.
Аукционы в таких делах не всегда идут на встречу – вытащить из них информацию о настоящих покупателях, достаточно хлопотное дельце. Помочь в поисках согласился старый друг и исполнитель завещания Лотрека – Морис Жуаян.
Первым делом Морис помещает во всех известных изданиях предложения о награде за возвращение картин. После он отправляется к последнему известному «продавцу» - тому самому, кто стал причиной всего этого бардака.
К большой удаче – ушлый «Остап Бендер» не успел избавиться от «непроданных» частей картин и в руках Мориса оказались первые части головоломки. Да это были почти не прокрашенные боковые области, кусочки антуража и заднего плана – но начало было положено.
Поговорив с бывшим владельцем по душам, Морис узнает имена двух покупателей, пополнивших свои коллекции еще до аукциона.
Пока Жуаян вел с ними переговоры о продаже, его настигла радостная весть – за обещанным вознаграждением обратился один из покупателей. И о чудо – это был настоящий фанат Лотрека, который выкупил сразу 4 части.
Почти сразу за первым коллекционером, вернувшим картины, объявился еще один. В течение года два ранее найденных коллекционера, тоже продали обратно свои части. И вот уже в «головоломке» не хватало всего одного центрального персонажа: Валентина Бескостного.
Это был центральный кусок пазла, но его владелец не объявлялся и не желал вернуть свою часть.
Дело зашло в тупик и картины решили выставлять на выставках без этой центральной части. Так прошло несколько лет.
Но после каждой выставки Морис продолжал давать объявления в газеты, печатать статьи о творчестве Лотрека с призывом «найтись» нынешнему владельцу последней части шедевра и вернуть ее. Видимо эти призывы достигли цели. Владелец сдался и решил вернуть последний осколок на место. Им оказался известный в то время промышленник Одебер. Причем цели разбогатеть на сенсации у него не было – он просто передал картину в дар.
Наконец-то полотна снова обрели былое очарование в полном виде. Да морозы, дожди, солнце, плохие условия хранения и, наконец, разделение на части потрепали эти некогда яркие картины. Но они все равно остаются очень красивыми и оригинальными.
Сейчас полотна выставлены в Парижском музее д’Орсэ. Любой желающий может полюбоваться искусством Лотрека. Если немного всмотреться в них, то без труда можно заметить «шрамы» - следы разрезов и последующей реставрации, следы приключений, выпавших на долю этих двух самых крупных картин художника небольшого роста, но большого таланта.
Французский «лед» и итальянский «огонь». Марчелло Мастроянни и Катрин Денев
Жить без содержанки считалось неприличным. История одного социального явления
У любого страха есть свой запах