Пол Томас Андерсон - один из самых самобытных режиссеров современности. Выход нового фильма автора - это всегда очень резонансное событие в сфере кинематографа. Уже первые его картины гремели на престижных кинофестивалях и даже Оскар, который с осторожностью относится к включению в конкурсную программу авторские фильмы, обращал внимание на оригинальные сценарии творца и с удовольствием давал ему заслуженные номинации. Начиная с 1996 года, когда свет увидел первую его работу - «Роковая восьмерка», Андерсон набирался режиссёрского опыта и формировал свой авторский почерк, экспериментируя с жанрами. В начале 2000-х он уже окончательно избавился от статуса автора, которому рискованно доверять большие средства на съемку, и обретя новые возможности, начал браться за более масштабные проекты. Как раз именно фильм «Нефть», вышедший в 2007 году, представляет собой не только яркое проявление уникального стиля автора, но и является крупным многобюджетным полотном.
Сюжет картины разворачивается в начале 20-ого века и повествует о возвышении американского нефтяного магната Дэниела Плейнвью, который с нуля строит свою империю. Его амбиции и желания превзойти конкурентов доходят до безумия, поэтому он не стесняется использовать довольно безнравственные способы достижения своих целей. После несчастного случая, произошедшего с одним из добытчиков нефти, у которого был сын, Плейнвью берет под опеку осиротевшего ребёнка, но делает это только лишь в корыстных целях, так как семейные люди в бизнесе внушают больше доверия. В один момент, получив информацию о неизведанном месторождении в Маленьком Бостоне, он договаривается с местной общиной и начинает разрабатывать гигантские залежи нефти, что со временем делает его миллионером.
На первый взгляд кажется, что мы имеем дело с обычной драмой, которая использует довольно банальный нарратив, знакомый нам по огромному количеству фильмов и литературы, а именно - постепенное духовное разложение человека, который помешан исключительно на материальных ценностях и стремлении к власти. И будем от части правы, так как данный смысловой пласт в фильме несомненно присутствует. Однако я не без причины распинался в начале обзора о самобытности и оригинальности режиссера. Помимо всего прочего Пол Томас Андерсон пытается показать нам бытие личности, которая совершенно не способна терпеть людей вокруг себя. Мизонтропия для Дэниела Плейнвью как болезнь, с которой он на протяжении всей ленты пытается бороться. Особенно сильно сопротивление этому недугу проявляется в отношениях между главным героем и двумя персонажами: сыном и братом. Эта безуспешная борьба с самим собой очень чутко и точно изображается режиссером.
Ещё довольно занимателен тот факт, что в фильме вовсе нет положительных героев. В течение всего хронометража мы наблюдаем за взаимодействием порочных людей, каждый из которых преследует только лишь личные интересы. Даже священник Илай, который, казалось бы, добавлен в историю именно для того, чтобы противопоставить его главному персонажу, является типичным волком в овечьей шкуре.
Особенно впечатляет финальная сцена фильма, которая демонстрирует не только окончательное перевоплощение Дэниела Плейнвью из человека в некое его подобие, больше напоминающее безобразное животное, но и в метафорическом ключе показывает окончательную победу материального над духовным; капиталистической идеи над церковной.
Что касается технических аспектов ленты, то тут не возникает абсолютно никаких вопросов. Операторская работа была заслуженно отмечена академиками на Оскаре. Шикарные пейзажи американских пустующих равнин и быт местного населения выглядят очень правдоподобно. Оператор виртуозно работает с камерой, грамотно расставляя акценты на тех или иных вещах, помогая режиссеру донести до зрителя важные детали, которые способствуют развитию сюжета. Совершенно завораживающая сцена со взрывом на нефтяной вышке достойна особой похвалы. Музыкальный аудиоряд, созданный гитаристом британской культовой группы «Radiohead» Джонни Гринвудом, звучит достаточно оригинально и идеально дополняет происходящее на экране.
Пожалуй теперь можно перейти к гвоздю программы - актёрской игре. Сложно найти фильм, который смог бы тягаться с «Нефтью» в этой дисциплине. Наверное лучший актёр современности - Дэниэл Дэй-Льюис устраивает настоящий бенефис. Наблюдая за его способностью вживаться в роль, невольно забываешь о том, что ты смотришь игровое кино. Созданный им образ циничного мизантропа Дэниела Плейнвью является одним из самых интересных и многогранных за всю историю кино. На удивление, Пол Дано, играющий властолюбивого, но слабохарактерного священника, каким-то чудесным образом умудряется не оставаться в тени у Дэй-Льюиса и устраивает актёрский перфоманс, почти не уступающий ему. Остальные актеры также превосходно справляются со своими ролями.
Я понимаю, что данный фильм может прийтись по вкусу далеко не всем, и на это есть свои причины: длинный хронометраж, неспешное повествование и другие. Однако я могу гарантировать то, что усидчивый зритель, который будет внимательно и вдумчиво смотреть картину, будет вознаграждён интересным киноопытом, который не так то просто приобрести в других фильмах. Я всеми силами попытался показать преимущества и достоинства ленты Пола Томаса Андерсона и надеюсь, что люди, все таки решившиеся на ее просмотр, останутся довольны.