Январь 2019
После новогодних праздников я вернулась из отпуска «во второй волне», после православного Рождества.
«Первая волна» - это те, кто возвращается уже 2-го января. Таких много. В Китае календарный Новый год не является большим и главным праздником: обычно все ограничивается простым «ура, новый календарный год», и все, второго на работу.
Уже включив компьютер, правым ухом я «услышала» непривычную тишину — когда утренний гул разговоров вдруг замер, и все замолчали. Я оглянулась. В офисе появился Т. с правой рукой в гипсе от самого плеча. Вид у него был спокойный, если не сказать, торжествующий: как у шестиклассника, который первый раз сломал руку, а потом с гордостью давал одноклассникам потрогать гипс. «Как большой».
«Это что?» - спросила я, едва он приземлился в кресло.
«Плечо сломал в пятницу,» - небрежно бросил Т.
«Как?»
«Подскользнулся на выходе из бара!»
«И... тебе разве сейчас не надо быть в больнице?» - удивилась я.
«Да, надо. Меня не будет следующие несколько недель, может, три. На неделе отправляем презентацию, а через две недели воркшоп, поэтому сейчас быстро обсуждаем правки, в обед я ухожу, дальше сама».
Я уставилась на него: для того объема работы который у нас был, фасадная команда и так никогда не была большой — два человека. А теперь остался вообще один: я.
Дж. уже обо всем знала: Т. послал ей фотку в гипсе еще в выходные. Она тут же подскочила к нам.
«Это все потому что в твоем возрасте уже неуместно по ночам тусить по барам, хаха, ты должен ночью спать с грелкой!» - затараторила она прямо над моим ухом и единственная рассмеялась над своей шуткой.
Так начался первый день после отпуска.
ххх
Чтобы не оставлять меня совсем в одиночестве, нам быстро дали дополнительного интерна С. Я пересадила ее на его освободившееся место поближе к себе. С тех пор мы работали вместе.
ххх
«Слушай, если бы ты не была архитектором, то чем бы ты занималась?» - я только что пришла в офис и поставила на стол сумку и стакан с кофе. С. была уже на месте. Спустя неделю мы с ней все еще мало знали друг друга, и мне хотелось заполнить какие-то контекстуальные пробелы.
«Не знаю,» - С. посмотрела на меня. - «А, вообще, я сначала учила filmmaking. В бакалавриате. А потом решила учить архитектуру в магистратуре».
Это еще раз подтвердило мою теорию, что американское архитектурное образование гораздо ближе к творчеству, моделингу, графическому и видео-дизайну, по сравнению с традиционной «инженерной» европейской школой. Интересно, что для С. не было проблемой поступить в архитектурную магистратуру с таким неожиданным бэкграундом, как производство фильмов.
Помнится, когда на нашем курсе мы узнали что в архитектурную магистратуру вместе с архитекторами поступают студенты с ПГС (промышленное и гражданское строительство), то наша реакция была примерно такая: «а что, так можно было?!»
В смысле, они разве это умеют?
Все по умолчанию считали, что архитектура — это нечто, что с другими специальностями не сочетается. Нечто, что надо учить с самого начала годами, иначе с середины ничего не поймешь.
А вот в Штатах, я даже не удивлюсь, если архитектура и киноиндустрия (такие разные вещи!) считаются вполне смежными профессиями.
«Filmmaking?!» - заинтересовалась я. - «А что именно? Как режиссер? Или моделинг мультипликации?»
«Да, мультипликация... Все эти моделинговые программы, анимация. В общем, создание мультфильмов. Интересный курс! Но потом после трех лет я решила лучше архитектуру учить,» - С. покивала, глядя в пустоту и снова посмотрела на меня. - «А ты чем бы занималась? Если не архитектурой?»
Я задумалась.
«Мне кажется, у меня особо не было альтернатив. В детстве я всем говорила, что хочу быть дизайнером интерьера и постоянно рисовала, просто постоянно... Запасным вариантом могло бы быть что-то связанное с работой с людьми и написанием текстов,» - заключила я.
«Может, журналистика?»
«Почему?»
«В тебе есть что-то журналистское!» - прищурилась С.
«Например?»
«Не знаю, ты когда меня что-то спрашиваешь, то так слушаешь, что хочется все-все рассказать. Мне кажется, это качество ведущего ток-шоу».
«Как вариант,» - усмехнулась я. - «Если подумать, журналистика мне бы подошла, хотя в семнадцать лет архитектура меня интересовала куда больше. Мне действительно очень интересны люди: по отдельности и во взаимодействии с социумом. Я даже когда рисую, то люди мне всегда удаются лучше, чем какая-нибудь природа».
Компьютер наконец-то включился.
«А ты пробовала что-то писать?» - спросила С. после паузы.
«Нет... Хотя определенный опыт у меня есть. С детства и лет до двадцати трех я постоянно вела дневники, и исписывала буквально один за другим. Это что-то вроде фрирайтинга. Когда пишешь, легче разбираться в непонятных ситуациях и мотивациях — собственных и других людей. Честно говоря, я не думаю о том, нравится мне писать или нет. Просто мне необходимо это делать. Мне от этого легче и яснее».
Мы еще раз переглянулись и углубились назад в работу.
ххх
В работе все почему-то шло быстрее и проще, чем раньше. Сначала я думала, что это из-за С., но, кажется, нет... Это было из-за отсутствия Т.
Я ужасно паниковала вначале, что остаюсь в команде одна. Но буквально недели хватило, чтобы понять — одной все почему-то получается быстрее. И это был какой-то парадокс. Я впервые задумалась о том, как вообще происходила наша работа с Т.
У всех, наверное, есть такие коллеги, которые любят все делать чужими руками. Но здесь есть нюансы. Как руководитель любого уровня — ты будешь неизбежно делать что-то руками других людей, правда и ответственность за них самих и их результат придется нести тебе.
Но бывают люди, которые любят перекладывать и напрягать других, при этом отказываясь нести полную ответственность.
Как бы я не относилась к Дж. и ее сомнительным качествам проект-менеджера, но надо отдать должное ее стойкости — она никогда не увиливала от тумаков начальства, которых получала даже больше, чем нужно. Но никогда, никогда Т. не стоял с ней на этой передовой. Он всегда был за чьей-то спиной, подчеркивая свою роль стороннего консультанта: «я как бы с вами, я вам тут помогаю, но проект как бы не мой. Я бы сделал по-другому, но не скажу как, потому что я не несу ответственности...»
И сейчас это осознание пришло уже через неделю: в отсутствие Т. не было ничего критически страшного, как мне показалось сначала. Было не страшно. Из рук ничего не валилось. Без него все прекрасно получалось. Даже (как будто бы) лучше, чем с ним. Это было довольно странное открытие из серии «а что, я все это время сама могла?». А если могла, то почему он мне не сказал?
Косвенно в поведении Т. есть и роль Дж.: проект с самого начала шел проблемно, и ей давали все больше и больше людей, чтобы латать бреши менеджмента. В итоге, зарплатный фонд раздувался, а разруливать задачи увеличивающейся команды становилось все сложнее, поэтому ситуация ни на йоту не улучшалась. В итоге, Т. просто начал демонстрировать «тестостероновые протесты»: критиковать руководство за спиной и злиться, что его в этом его никто не поддерживал, демонстративно отстраняться и перекладывать собственные задачи на других.
В некоторые моменты его поведение было даже каким-то... деструктивным чтоли. В одной книге я читала истории про людей, которые любят заполнять собой пространство и не дают своему партнеру остаться наедине с собой. Там девушка рассказывала про своего мужа. Каждый раз, когда она, переделав все дела, садилась просто передохнуть на кухне с кофе, из комнаты тут же раздавалось «Лер!». Далее следовала какая-нибудь просьба, которая вот уж точно могла подождать. Если она его игнорировала, то муж приходил сам и начинал создавать вокруг нее какую-то раздражающую деятельность: шуршать, греметь, шаркать, кашлять... Остаться наедине со своими мыслями, сосредоточиться или что-то спокойно обдумать было решительно невозможно. Он всегда был на хвосте личного пространства.
В любом случае, мне все равно, почему все так вышло с Т, и меня не интересуют его мотивы. Но эта новооткрывшаяся мысль, что я (возможно?) все это время несколько его переоценивала, начинала меня все больше внутренне напрягать. И еще начинало злить осознание, что он как будто меня ограничивал. Не знаю, случайно или сознательно.
ххх
В цикле "Шелковый путь к себе" нет рекламы. Я не зарабатываю на этом. Но вы можете поддержать меня:
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ К СЕБЕ
Первая часть:
Глава 1. Первый день в Китае
Глава 2. Первый день в Китае - 2
Глава 3. Первый эксплоринг
Глава 4. Китайская еда
Глава 5. Соседи-иностранцы
Глава 6. Приоритеты китайских родителей
Глава 7. Путь из Китая домой
Глава 8. Отношения на расстоянии
Глава 9. Китайский новый год
Глава 10. Побег из дома
Глава 11. Соседи-американцы
Глава 12. Время двигаться дальше
Глава 13. Призрак оперы
Глава 14. Соседский ужин с японцем
Глава 15. Полгода жизни в Китае
Глава 16. Столетний китаец-сосед
Глава 17. Учителя английского в Китае
Глава 18. Хватит кого-то ждать
Глава 19. Путей к отступлению все меньше
Глава 20. Чунцин
Глава 21. Гонконг
Глава 22. Я созрела до развода
Глава 23. Четвертый переезд
Глава 24. А ты учишь китайский?
Глава 25. Муж неожиданно приехал
Глава 26. Муж неожиданно приехал - 2
Вторая часть:
Глава 27. Не в чем оправдываться
Глава 28. Салюты над Пекином
Глава 29. День рождения
Глава 30. У нас есть мы
Глава 31. Законченная история брака
Глава 32. Шанхай
Глава 33. Профессиональное и личное
Глава 34. Циндао
Глава 35. Нетворкинг
Глава 36. Куда мы движемся?
Глава 37. Новые возможности
Глава 38. Собеседование
Глава 39. Первые недели на новой работе
Глава 40. Принцесса скетчинга
Глава 41. Начало длинной эпохи
Глава 42. Британский бал
Глава 43. Люди не ценят то, что дается легко
Глава 44: Добро пожаловать домой!
Третья часть:
Глава 45. Добро пожаловать в Китай!
Глава 46. Соглашение о целях
Глава 47. Мужик с дачей
Глава 48. Прощальные письма интернов
Глава 49. Тибет
Глава 50. Тибет - 2
Глава 51. Иностранцы в Ростове
Глава 52. Хуже вообще не попробовать
Глава 53. Мюнхен
Глава 54. Китайская мечта
Глава 55. Столетние утиные яйца
Глава 56. Ты будешь скучать
Глава 57. Как я продала себе свой недостаток